Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) при Пентагоне записывало и анализировало записи пользователей твиттер, Фейсбук, Pinterest и иных интернет-представительств. В составе перечня мероприятий " Социальные медиа в стратегической коммуникации" (SMISC) военные США изучали, как происходит установление социальных связей и распространяются послания в сети интернет.
Исследовательские проекты, прямо или косвенно профинансированные DAPRA, включали в себя анализ твитов как знаменитостей (например, Леди Гаги или Джастина Бибера), так и целых как групп пользователей в попытке узнать, какое влияние они оказывают в твиттер. Также было изучено происхождение интернет-мемов, то, каким образом твиттер использовали участники движения Occupy Wall Street в Нью-Йорке, зародившегося в 2011 году, и что побуждает людей ставить " лайки" и делать ретвиты на ряде платформ — Pinterest, твиттер, Kickstarter, Digg и Reddit.
Пресс-служба DAPRA подчеркнула, что изучению подверглись лишь те послания, что были доступны публично. Их отбирали и хранили ученые, а вовсе не само Агентство. Более того, результаты исследований не бывают секретными: ссылки на доклады можно обнаружить в сети интернет.
В DARPA поведали, что такие программы, как SMISC, имеют существенное значение для интересов обороны США." Социальные медиа меняют то, как граждане узнают данные, обмениваются идеями и делятся в группы по интересам — включая те, что имеют возможность причинить вред Соединенным Штатам, — заявили Уполномоченные Агентства, — DARPA поддерживает научные исследовательскую работу, которые хотят понять определенные из этих динамик путем анализа публично доступных дискуссий на платформах социальных медиа".
Что интересно, результаты исследований SMISC появились в Сети интернет всего за несколько дней до скандала, связанного с глобальным психологическим исследованием над пользователями Фейсбук. Как оказалось, социальная сеть на протяжении недели показывала своим " подопытным" специальным образом подобранные записи. У одной половины из почти 700 тысяч людей в ленте новостей отображался позитивный контент, у другой — негативный. Так, Фейсбук доказала теорию, согласно которой человек поддается влиянию сообщений с позитивным или негативным посылом и начинает размещать контент с соответствующей эмоциональной окраской. Что важно, Фирма " обрабатывала" пользователей без их ведома.
SMISC была учреждена в 2011 году. Одна из ее целей — помочь военным США выявить пропаганду в соцсетях. Но, по-видимому, собранные ими данные имеют возможность использоваться не только в целях предохранения. Некоторое время назад было оглашено, что Северная Америка в 2009 году тайно создали социальную сеть ZunZuneo, целью которой было настроить пользователей против коммунистического режима на Кубе и в конце концов свергнуть режим Рауля Кастро. Аналог твиттер, позволявший обмениваться личными сообщениями, получал финансирование от подставных организаций, а его действия координировало Агентство США по международному развитию (USAID), оказывающее гуманитарную помощь бедным странам. В 2012, однако, ZunZuneo была закрыта, когда истек срок гранта правительства Америки.