Так уж повелось, что на примере работы крупных компаний, работающих в том или ином сегменте ИТ-рынка, можно проследить основные тенденции, в целом господствующие в данном секторе рынка.
В принципе, по итогам их работы за квартал или за год можно судить об определенных закономерностях и тенденциях. И с этим ничего не поделаешь - таковы рыночные законы.
Компания "Софткей", один из ведущих отечественных онлайновых дистрибьюторов программного обеспечения провела пресс-конференцию, на которой объявила об итогах своей работы в 2005 году. По результатам года рост оборота
интернет-магазина Softkey.ru составил 70%.
При этом важно знать, что общий рост рынка информационных технологий составляет примерно 24% в год. На сегодняшний день в каталоге Softkey.ru представлено около десяти тысяч наименований различного ПО от 1009 вендоров со всего мира.
Число оплаченных заказов уже превышает 175 тысяч, а объем повторных покупок достиг 15%, что позволяет судить о стабильном развитии компании, высоком уровне доверия и постоянном росте количества лояльных клиентов. Если говорить о соотношении частных и корпоративных клиентов, то особых изменений в структуре заказов в прошедшем году не произошло. Генеральный директор "Софткей" Феликс Мучник
связывает этот факт с грамотным самопозиционированием компании на рынке и четкой ориентацией на целевую аудиторию - домашних пользователей, а также средний и малый
бизнес.
Если сравнивать по сумме сделок, то в 2005 году 71% в обороте компании занимали корпоративные заказы, а 29% - приобретения частными лицами. В 2004 году был примерно тот же результат - 68% и 32%, соответственно. Что касается общего количества заказов, то здесь абсолютное лидерство за частными пользователями - 85%, в то время как на долю корпоративных пришлось только 15%. Интересно, что еще в 2004 году домашний пользователь приобретал лицензионного ПО существенно меньше - 77%.
По мнению руководства "Софткей", данная тенденция отражает растущую сознательность потребителя, когда покупка лицензионного ПО через интернет уже стала обыденным и привычным явлением. Корпоративные клиенты теперь начинают задумываться о решении более широких задач, таких, например, как контроль и управление трафиком. Поэтому в 2005 году разделы "Безопасность" и "Интернет, локальные сети (администрирование)" в каталоге Softkey впервые стали самыми популярными.
Практически не изменилась и география продаж. По-прежнему большую часть прибыли компании "Софткей" приносят Москва и Московская область (63%). Разумеется, это связано с тем, что в регионах распространение интернета существенно ниже, чем в столице.
Практически ежегодно "Софткей" сообщает о снижении доли наиболее крупных вендоров в своем продуктовом портфеле и расширении его за
счет привлечения новых имен. Так, с 2002 года удельная
процентная доля десяти самых популярных вендоров уменьшилась с 78% до 63%, двадцати самых популярных - с 89% до 75%, а ста самых популярных - с 99% до 92%.
Если говорить о сегодняшних лидерах продаж, то они практически не изменились за прошедшие годы. На первом месте находится "Лаборатория Касперского", на втором - Microsoft, а на третьем - RAR Lab. Онлайновые продажи существенно отражаются на прибыли не только средних и небольших софтверных компаний, но и на бизнесе крупных игроков рынка, имеющих свой собственный дистрибьюторский канал.
В частности, был приведен пример компании ABBYY, которая продает свои продукты в "коробочном" исполнении через свою партнерскую сеть, а онлайновые продажи отдала компании "Софткей". В результате данного сотрудничества рост продаж продуктов ABBYY через интернет за 2005 год по сравнению с 2004 годом вырос, в среднем, на 50%. Особенно это заметно на примере региональных продаж. Так, доля продаж через интернет в регионы в 2004 г. составляла 29%, а 2005 году - уже 56%.
Компания "Софткей" также ведет работу по расширению своего присутствия не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье. В 2005 году были открыты представительства в Болгарии, Польше, Эстонии, Латвии, Литве, а также в Израиле. Несмотря на то, что доля прибыли, приносимой этими представительствами относительно невелика, в их работе есть практическая ценность, так как, по словам Феликса Мучника, они открывают малым и средним российским софтверным компаниям доступ на абсолютно новые для них региональные рынки.
Журналисты также узнали о совершенно новом проекте, который реализует компания "Софткей" совместно с российским представительством корпорации Microsoft. Речь идет о создании "Фонда мотивации разработчиков". Цель данного проекта - финансовая и маркетинговая поддержка отечественных производителей программного обеспечения, реализованного с использованием технологии Microsoft.Net. Спонсором фонда выступает Microsoft, а компания "Софткей" (в данном случае интернет-магазин Softkey.ru) является
оператором.
Отечественные разработчики, создающие программные продукты на базе технологии .Net могут воспользоваться средствами фонда, которые им выдаются в качестве не только финансовой, но и маркетинговой поддержки. Для получения средств необходимо подать заявку, которая будет рассмотрена экспертным советом, состоящим из представителей компаний-организаторов.
Экспертный совет должен выяснить целесообразность кредитования денежными средствами той или иной разработки, а также определить соответствие заявленных разработок правилам данной акции (локализация на русский язык, наличие платной и "облегченной" бесплатной версии). В дальнейшем выданный из "Фонда мотивации разработчиков" кредит будет возмещаться за счет продаж созданной программы в интернет-магазине Softkey.ru, который получит исключительные права на ее распространение.
Доходы будут распределяться следующим образом. С разработчика программы будет удерживаться 50% в счет погашения кредита. Из оставшейся суммы 10% будет отчисляться компании "Софткей" в качестве вознаграждения за продажу программы, а остальные 40% будут перечисляться разработчику. Бесплатная же версия будет предоставляться через сервис Microsoft Windows Genuine Advantage.
Официально о начале работы "Фонда мотивации разработчиков" было объявлено 28 декабря 2005 года, прием заявок начался в середине января. На данный момент подано уже двадцать пять заявок от разработчиков, и в конце февраля должно состояться первое заседание экспертного совета.
Разумеется, одним из основных критериев, влияющих на положительное решение совета, является потенциальная востребованность будущего приложения домашними пользователями, а также средним и малым бизнесом, и представители обеих компаний-организаторов прямо об этом заявляют.
И все же нельзя исключать того, что фонд идет на определенный риск, принимая решение о спонсировании разработки того или иного программного продукта. С другой стороны, положительный эффект от подобного начинания также очевиден, ведь отечественным программистам чрезвычайно важна финансовая поддержка, особенно если она оказывается не после, а перед началом процесса разработки.
Источник:
www.ibusiness.ru