На встрече глав государств и правительств стран-участниц форума АТЭС глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев заявил, что в 2010 году россияне смогут получить более 300 государственных услуг на едином Интернет-ресурсе gosuslugi.ru.
Впрочем, пока что на нем доступна только одна услуга - информационная: открыв этот сайт, можно узнать, что на нем будет находиться более 1000 документов, и они станут доступны 31 декабря 2009 года. Среди этих документов - бланки и информация для получения паспортов, соцпомощи, пенсий, путевок. Также будет информация о налогах: транспортном, земельном, имущественном. Можно будет узнать о штрафах ГИБДД, наложенных на автомобилистов.
Когда сайт заработает, пообещал Игорь Щеголев, россияне будут избавлены от бюрократии и поборов. "Очевидно, что предстоит одновременно решать немало задач - от повышения количества и функциональности электронных госуслуг до предоставления доступа в интернет на всей территории страны", - отметил сложность задачи министр.
После того как эта часть работы будет выполнена, ряд госуслуг также переведут в онлайн-формат. Как прогнозирует министр связи, на это потребуется еще 3-4 года.
Как Россию заменили правительством
Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия", которая посвящена внедрению "электронного правительства", была разработана восемь лет назад, однако все это время ее реализация шла ни шатко ни валко.
В течение последних шести лет на нее было выделено порядка 16 млрд рублей, однако в мае нынешнего года премьер-министр Владимир Путин назвал вложения в "Электронную Россию" неэффективными, тем более что из-за необходимости проведения широкого спектра работ и несовершенства законодательной базы госуслуги в электронной форме не предоставляются.
Более 75% Интернет-ресурсов органов исполнительной власти не продвинулись дальше предоставления информации о госуслугах.
Однако с 2011 года программу "Электронная Россия" заменит программа "Электронное правительство". В следующем году на "электронное правительство" будет потрачено до 1,2 млрд рублей.
Реализация проекта "Электронное правительство" предполагает пять этапов. Начнется все с создания реестра государственных и муниципальных услуг, за что отвечает Минэкономразвития. Одновременно Минкомсвязи должно обеспечить функционирование портала госуслуг, который разрабатывается "Ростелекомом". На конечном этапе предполагается полное предоставление госуслуг в электронном виде.
При этом в перечень таких госуслуг вошли наиболее востребованные по классификации ЕС: взаимодействие граждан с такими структурами, как ГИБДД, Федеральная миграционная служба (ФМС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд России (ПФР), Росреестр.
Как переучли европейский опыт
Несмотря на то, что "электронное правительство" разрабатывается с оглядкой на Европу, стоит отметить, что в развитых странах под электронным правительством понимается не только реорганизация уже существующих отношений с административными структурами, но и трансформация самих принципов организации управления государством. При этом самым важным критерием является удовлетворение потребностей граждан при помощи повышения эффективности работы госструктур.
Таким образом, российская программа направлена по большей части на модернизацию самих государственных структур через информационные технологии. То есть то, что в зарубежных программах является средством, в российской программе - ожидаемый результат.
По словам председателя совета Института развития свободы информации (ИРСИ) Ивана Павлова, отчасти так происходит из-за закрытости российской власти, отчасти из-за коррупции. В Санкт-Петербурге ИРСИ фактически через суд добивался открытия сайтов федеральных органов исполнительной власти.
В 2008 году специалисты ИРСИ, проводя масштабное исследование для "Национального доклада о свободе информации в России", выяснили, что сайты органов государственной власти предоставляют лишь четверть объема информации, предписанного российским законодательством. То же исследование показало, что россияне недовольны уровнем информированности о деятельности госорганов. Из 1,5 тысячи опрошенных исследователями респондентов лишь 11,1 % считают, что их право на доступ к информации от органов государственной власти соблюдается. При этом большинство опрошенных сотрудников органов государственной власти уверены, что проблемы доступа к информации в России не существует.
По данным другого исследования на эту же тему, проведенного в прошлом году Online Market Intelligence (OMI), у 90% опрошенных респондентов есть необходимость общаться с властью с помощью Интернета. В опросе принимали участие 510 жителей городов-миллионников (средний возраст - 35 лет), которые указали, что среди госструктур, с которыми онлайн-общение необходимо, но не получается, - сектор ЖКХ (61%), ГИБДД (41%), мэрия (34,7%), органы внутренних дел (32%) и суды (29,6%). 34% респондентов пытались добиться обратной связи от органов власти, обращаясь на их сайты, и 58% из них оказались хотя бы отчасти удовлетворены результатом.
Другая проблема сайтов госструктур, по мнению Ивана Павлова, заключается в том, что госструктуры нередко устанавливают неадекватную плату за доступ к информации. Например, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое обладает фондом технических регламентов и стандартов, долгое время, говорит представитель ИРСИ, просто торговало этой информацией. Чтобы оснастить один компьютер этой базой данных, нужно было заплатить 220 тысяч рублей, а чтобы обновить информацию - 10% от этой стоимости. И таких примеров масса.
И даже судебные решения не особенно влияют на реальную ситуацию. "После того как суд обязал их публиковать информацию, они стали выкладывать многостраничные документы национальных стандартов постранично и в графическом редакторе", - поясняет Иван Павлов.
Когда Большой мошенник страшнее Большого брата
"Электронное правительство" способно сделать жизнь граждан и компаний проще, а исполнительная власть в теории сможет работать эффективнее, ведь ее представители не будут терять время на "личный прием населения". Плюс к тому государство сможет сократить расходы на содержание соответствующего аппарата.
Вместе с тем реализация проекта связана с рядом проблем, главной из которых является обеспечение информационной безопасности - в первую очередь, разумеется, самих граждан, данные которых могут оказаться у злоумышленников. По словам пресс-секретаря министра связи и массовых коммуникаций РФ Елены Лашкиной, вопросы защиты "электронного правительства" в настоящее прорабатываются.
"Мы собираемся внести такие поправки, которые позволят гражданам при запросе у ведомств сведений общего характера, просто воспользоваться логином и паролем, а также адресом электронной почты. Там же, где будет присутствовать финансовая отчетность, будет необходима более серьезная защита персональных данных, в том числе и с помощью электронной подписи", - рассказывает Елена Лашкина.
Однако, по мнению директора центра макроэкономических исследований "БДО Юникон" Елены Матросовой, несмотря на то, что уровень коррупция после внедрения электронного правительства в целом должен будет снизиться, мошенничество останется, и к вопросу информационной безопасности стоит подходить с большим тщанием.
С таким мнением соглашается научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Амосов. Он предупреждает, что помимо утечки персональных данных возможно и хищение идентичности личности. "Допустим, электронное правительство формализовалось в схему, по которой можно документы, удостоверяющие личность, менять через Интернет. Если кто-то завладеет аккаунтом и паролем гражданина, то может выписать новый паспорт, и прежде, чем система сообщит об этом и гражданин успеет отреагировать, этот паспорт будет использован, например, для получения кредита и его последующей обналички. Или, например, будут похищены деньги с пенсионного счета".