В России появится единый электронный "справочник" с адресами и телефонами органов исполнительной власти, а также с перечнем госуслуг.
Как поясняет в сегодняшнем номере за 24 июня "Российская газета", ссылаясь на напечатанное сегодня соответствующее постановление правительства, речь идет о создании сводного реестра государственных и муниципальных услуг и единого
Интернет-портала, который обеспечит доступ к этому реестру.
Зайдя на портал, можно будет узнать, куда именно вам надо обращаться, если требуется оформить в собственность недвижимость, поставить на учет личный автомобиль, получить сертификат для выпуска продукции. Там же будут публиковаться и административные регламенты по оказанию госуслуг - сроки их оказания, перечень необходимых документов, стоимость. Причем со временем появится информация не только о федеральных, но также о региональных и муниципальных органах власти. А в перспективе и получать услуги можно будет не выходя из дома или офиса, тоже через Интернет.
Такая задача поставлена в постановлении правительства "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и
организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", а также концепции, которая подробно расшифровывает постановление. Этот документ находится на стыке Федеральной целевой программы "Электронная Россия" и административной реформы.
Правда, все эти документы - только первый шаг. Сейчас база данных административных регламентов фактически находится в бумажном виде, поясняют в министерстве связи и массовых коммуникаций. Единый портал предоставит возможность доступа к базе административных регламентов, которые будут переведены в электронный вид. Согласно Стратегии развития информационного общества это произойдет к 2015 году.
Сейчас работа по развитию портала ведется в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2009-2010 годы. Следующим шагом станет долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018)", направленная на реализацию государственной политики в области совершенствования госуправления и взаимодействия власти и общества на основе использования информационно-коммуникационных технологий. К ноябрю этого года проект концепции ФЦП "Информационное общество (2011-2018)" должен быть разработан минкомсвязи совместно с минэкономразвития и минфином.
На первые результаты этой работы можно будет посмотреть в конце этого - начале следующего года, надеется директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве Михаил Брауде-Золотарев. Правда, на первом этапе, пояснил он "РГ", задача все-таки сводится не к получению государственных Интернет-услуг, а к тому, чтобы свести воедино всю информацию об органах госвласти, описать, как они взаимодействуют с гражданами и
бизнесом, обеспечить актуальность и постоянное обновление этих данных. И дать возможность быстро найти все сведения. Но и такой шаг важен, поскольку, не наладив доступ к информации, добиться интерактивного общения между гражданами и властями невозможно.
Опубликованное постановление рекомендует региональным властям и органам местного самоуправления принять участие в наполнении сводного реестра, а также создать собственные реестры и порталы. Кстати, в некоторых особо продвинутых регионах они уже существуют, - подчеркивает издание.
Не исключено, что с проблемами столкнутся в первую очередь те органы власти, где выстроены "кривые" административные процессы, замечает Брауде-Золотарев. То есть в том случае, когда в административном регламенте четко не прописано, кто и за что отвечает, какие документы нужны для получения госуслуги, "перевести" все это на "электронный язык" будет непросто. Впрочем, может быть, как раз такая необходимость и заставит чиновников по-новому взглянуть на организацию собственной работы. Возможно, придется уточнить некоторые нормативно-правовые акты ведомств, проводить методическую учебу сотрудников, отвечающих за поставку информации в реестр.
В специальном приложении к постановлению правительства и концепции указано, что в сведениях о госуслуге должно быть указано, кому, на основании каких документов она оказывается, в какие сроки и что может быть причиной отказа в ее предоставлении, пишет amic.ru.
Что же касается возможности получения госуслуг через Интернет, то это дело более отдаленного будущего, - полагает эксперт.