России нельзя тянуть с созданием национальной инновационной инфраструктуры, предупреждают эксперты, иначе основными игроками в научно-технической сфере страны станут иностранные корпорации.
При этом потенциал отечественного ИТ-рынка на ближайшие годы оценивается очень высоко: у российских компаний есть большие возможности роста.
Рынок ИКТ в России будет расти в ближайшие годы почти на 30%, и к 2010 году его объем состаит $110 млрд., $40 млрд. из которых будет приходиться на рынок ИТ, что предоставляет большие возможности роста для российских компаний. В настоящее же время, по некоторым оценкам, на сектор ИКТ приходится до 1,4% ВВП России, тогда как в Западной Европе этот показатель составляет до 2-3%.
Такие данные приводятся в Национальном докладе "Инновационное развитие - основа ускоренного роста экономики Российской Федерации" - одном из первых исследований, охватывающем всю инновационную сферу России, включая такие новые тенденции, как ОЭЗ, технопарки, венчурное финансирование. Отметим, что данные доклада не отражены в исследованиях на базе статистики Росстата.
По мнению авторов исследования, препятствиями к развитию инноваций на сегодняшний день являются: отсутствие единой государственной стратегии; очень высокие риски, характерные для российской экономики; ориентация российских предпринимателей на краткосрочные вложения; правовая неопределенность в области интеллектуальной собственности; неэффективное государственное управление.
Государственным программам по стимулированию инноваций по-прежнему свойственна высокая степень дискоординации: это воочию продемонстрировали выступления представителей министерств и ведомств, аналитических центров и частного
бизнеса на конференции "Российская инновационная система: от абстрактных планов к реальным проектам", состоявшейся 19 марта. Так, например, МЭРТ и Мининформсвязи по-разному представляют себе развитие венчурной индустрии в России, и поэтому проект венчурного фонда для ИТ-отрасли, подготовленный Мининформсвязи, все еще не согласован с МЭРТ.
Не сформирована и законодательная база трансфера технологий из науки в промышленность, поскольку неопределенность правового статуса разработок, созданных при финансовом участии государства (а в России таких - свыше 70%), все еще не преодолена. В настоящее время на уровне постановлений правительства права на коммерциализацию на такие разработки переданы самим разработчикам, с условием возможности их использования для государственных нужд. Основной проблемой является риск того, что интеллектуальная собственность может быть передана через государство конкурирующим предприятиям. Данный риск должен быть минимизирован на уровне законов и постановлений. Кроме того, совсем непроработанной является и нормативная база в области государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Решение этих проблем является задачей государства на ближайшее будущее.
Однако инновации в России все же не стоят на месте. Так, более чем за 10 лет деятельности в России компания Intel построила в России "свою" инновационную систему, включающую в себя центры разработок в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Сарове и Новосибирске, образовательные программы подготовки кадров, российское отделение венчурного фонда Intel Capital, инвестирующее в стартапы на территории СНГ. Центр Intel в Нижнем Новгороде стал ядром формирования ИТ-кластера, и в городе наблюдается большой рост индустрии. Поступления в бюджет от Intel уже превышают совокупные затраты на зарплаты медицинским работникам в Нижнем Новгороде. Вместе с тем, такие успехи Intel служат недвусмысленным сигналом, что в случае промедления с созданием национальной инновационной инфраструктуры основными игроками в научно-технической сфере России станут (и уже становятся) иностранные корпорации, благо, потенциал для этого существует, и российские специалисты являются конкурентоспособными на мировом уровне и представляют значительный интерес для транснациональных корпораций.