Интернет-пираты заметно усилили свои позиции на рынке контрафактной продукции.
В то же время производители отечественного ПО уверены, что последние изменения в законодательстве позволят эффективно бороться с нарушениями прав интеллектуальной собственности.
Как считают представители Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), главной "головной болью" российских правообладателей остаются так называемые "черные внедренцы", занимающиеся распространением и внедрением программных продуктов, как правило, нелицензионных, без договора с правообладателями. Однако в последние несколько лет к ним добавились
интернет-пираты, представляющие не менее серьезную угрозу.
"В прошлом году нам удалось снизить долю контрафактной ПО, прежде всего, в сегменте розничной торговли, в первую очередь, благодаря успешным антипиратским операциям, - комментирует ситуацию заместитель директора НП ППП Анна Лавринова. - Однако по интернет-пиратству нам хвастаться нечем. Несмотря на то, что в минувшем году нам удалось успешно завершить несколько судебных разбирательств, число интернет-мошенников неуклонно растет и, по некоторым оценкам, в ближайшее время большая часть пиратского бизнеса сосредоточится именно в Сети".
По мнению представителей НП ППП, подобный вид пиратства снижает доступность нелицензионного ПО для широкого пользователя, однако затрудняет работу правоохранительных органов с мошенниками. При этом под интернет-пиратством здесь понимается загрузка любого произведения (в том числе программного продукта) на сервер в интернете, его пересылка и открытие для свободного доступа.
Так, например, интернет-пираты в течение длительного времени досаждают крупнейшему российскому производителю софта - компании "1С". На своем сайте, зарегистрированном в США, они выложили в свободной доступ ряд программных продуктов российского производителя. Никакие из существующих методов борьбы с правонарушителями пока что не принесли видимых результатов, и проблема для "1С" остается открытой.
Главного союзника в борьбе с производителями контрафакта российские правообладатели видят в законе, главным образом, в Кодексе об административных правонарушениях. Напомним, что основным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере авторских и смежных прав, является закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 г. (ЗоАП). Уголовно-правовую защиту объектов авторского права обеспечивает статья 146 УК РФ, а административной ответственности за нарушение авторских прав посвящена также статья 7.12 КоАП РФ. Кроме того, ряд преступлений может квалифицироваться по ст. 159 УК РФ "Мошенничество".
Недавние изменения в существующем законодательстве в области защиты интеллектуальной собственности позволят заметно повысить эффективность борьбы с российскими пиратами, уверен Дмитрий Соколов, директор НП ППП: "Изменения в ст. 7.12 существенно расширяют наши возможности в войне с производителями контрафакта. Прежде всего, в статье изменилось положение о давности привлечения к административной ответственности. Теперь она составляет год. Помимо этого, в статье четко прописан механизм административного расследования. Теперь у нас есть время на проведение экспертиз. Также увеличены штрафы для должностных лиц - до 100-200 МРОТ вместо 30-40".
"В России начала формироваться правоприменительная практика, и по многим позициям наше законодательство не уступает европейскому и в значительной степени соответствует основным требованиям ВТО, - считает научный сотрудник Российской академии правосудия Марина Карелина. - Однако это, прежде всего, относится, к Административному и Уголовному кодексам, куда были внесены соответствующие поправки. С Арбитражным кодексом ситуация несколько сложнее. В ряде случаев, даже если товар признавался контрафактным, дело закрывалось за истечением времени". Помимо этого, г-жа Карелина добавила, что буквально на днях Госдумой была принята четвертая часть Гражданского кодекса РФ, посвященная охране и обороту интеллектуальной собственности. "Закон нуждается в совершенствовании лишь тогда, когда он не работает на практике. Новое законодательство о защите интеллектуальной собственности призвано изменить всю созданную законодательную базу. Я боюсь, что кардинальные изменения не приведут к положительным результатам", - заключила г-жа Карелина.
"Многое в нашем деле зависит, безусловно, от деятельности сотрудников правоохранительных органов, - отмечает г-н Соколов. - В прошлом году МВД были проведены широкомасштабные операции, такие, как "Сеть" и "Контрафакт", на более 15 тыс. торговых предприятий, в результате которых было возбуждено около 370 уголовных дел". По данным "1С", данные акции оказались эффективными и привели к повышению цен на пиратские диски. Тем не менее, сотрудники правоохранительных органов по-прежнему продолжают жаловаться на затрудненность диалога с правообладателями и на недостаточную активность последних.
По данным Генпрокуратуры РФ, за первые 8 месяцев 2005 г. (статистика за весь год отсутствует) было зарегистрировано 1965 преступлений и осуждено 944 лиц в соответствии со ст. 146 УК РФ. При этом, по данным МВД, была приостановлена деятельность более 200 предприятий, выпускавших различную контрафактную продукцию, и возбуждено 3860 уголовных дел за нарушения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности.
Лидирующими российскими регионами по количеству возбужденных при участии НП ППП уголовных дел по 146 ст. в 2005 г. были признаны Самара (30 дел в первом полугодии 2005 г.), Санкт-Петербург (22) и Калининград (7).
Отметим, что контрафактное ПО по-прежнему превалирует на отечественном ИТ-рынке. Недавно на коллегии Генеральной прокуратуры президент РФ Владимир Путин заявил, что объем нелицензионного ПО на российском рынке составляет около 90%.