Сотовый оператор приобрел две сотовые компании в Узбекистане за 275 млн долл.
Вслед за "Мобильными ТелеСистемами" (МТС) на рынок Узбекистана устремился их ближайший конкурент - "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). В среду второй
российский мобильный оператор объявил о покупке сразу двух узбекских сотовых компаний - "Юнител" и "Бузтел", занимающих соответственно второе и четвертое места в списке мобильных операторов республики. "ВымпелКом" заплатит за "входной билет на рынок" 260 млн долл., взяв на себя еще и долговые обязательства операторов на общую сумму 15,8 млн долл. Таким образом, объединив приобретенных операторов под своим брендом, "Билайн" снова будет практически "дышать в затылок" МТС, которые владеют там крупнейшим оператором - "Уздунробита". По мнению экспертов, конкуренция между двумя российскими компаниями может дать новый импульс развитию рынка сотовой связи Узбекистана, где уровень проникновения пока не превышает и 5%.
В группу компаний "ВымпелКом" входят операторы сотовой связи, предоставляющие свои услуги в России и Казахстане, и недавно приобретенные операторы на Украине, в Таджикистане и Узбекистане. Лицензии "ВымпелКома" на предоставление услуг сотовой связи охватывают территорию, на которой проживает около 232 млн человек. Основными акционерами "ВымпелКома" являются норвежский холдинг Telenor East Invest AS (29% акций в уставном капитале, 25% + 13 голосующих акций) и консорциум "Альфа-Групп" (13% и 25% + 2 акции соответственно). В свободном обращении находится 48,4% акций. Выручка компании в январе-сентябре 2005 г. составила 890,3 млн долл. (рост на 50,5% по отношению к аналогичному периоду 2004 г.), чистая прибыль - 194,9 млн долл. (92,9%). В настоящее время сотовую связь в Узбекистане представляют шесть компаний: "Уздунробита", "Юнител", Coscom, Perfectum Mobile, "Бузтел" и филиал Uzbektelecom Mobile акционерной компании "Узбектелеком". В конце 2005 г. число пользователей сотовой связи в республике превысило 1 млн, увеличившись за год в два раза.
Вчера ОАО "ВымпелКом" объявило о покупке 100% ООО "Бакри Узбекистан Телеком" (торговая марка "Бузтел"), четвертого по величине GSM-оператора сотовой связи в стандарте GSM в Узбекистане, за 60 млн долл. плюс приблизительно 2,4 млн долл. долговых обязательств. Ранее "Бузтел" принадлежал крупнейшему акционеру "ВымпелКома" - холдингу Altimo (консолидирует телекоммуникационные активы "Альфа-Групп"). Российский оператор объявил также о подписании соглашения с Germanos S.A., г-ном Паносом Германосом и Европейским банком реконструкции и развития о приобретении второго по величине GSM-оператора сотовой связи в Узбекистане - ООО "Юнител". "ВымпелКом" готов заплатить за второго оператора 200 млн долл. и взять на себя обязательства по его долгам на сумму порядка 13,4 млн долл. "Мы планируем в течение года объединить обе компании под брендом "Билайн"", - сообщила RBC daily пресс-секретарь "ВымпелКома" Юлия Остроухова. Компания расчитывает, что сделка будет завершена к середине февраля 2006 г.
Аналитики считают, что "ВымпелКом" заплатил справедливую цену за узбекских операторов. "Цена покупки адекватна, поскольку "ВымпелКом" не столько покупает абонентов, сколько платит за вход на сотовый рынок Узбекистана", - заявил RBC daily аналитик ИК "Тройка Диалог" Евгений Голоссной. Тем не менее приобретения в Узбекистане добавят в консолидированную базу российского оператора более 400 тыс. абонентов (364 тыс. из них сейчас обслуживает "Юнител", контролирующий 31% рынка Узбекистана). "ВымпелКом", по мнению экспертов, вовремя вышел на рынок Узбекистана. "В этой среднеазиатской густонаселенной стране много молодых людей, а это одна из важных целевых аудиторий для сотовых компаний. Сейчас в республике рынок достиг той стадии, когда мобильный телефон есть практически у всех, кому он крайне необходим, следующая стадия - популяризация сотовой связи", - отметил в разговоре с RBC daily аналитик ИК "ФИНАМ" Иван Кабулаев.
В настоящее время сотовый рынок Узбекистана находится в начальной стадии развития. Среднемесячный доход от абонента (ARPU), как правило, на таких рынках достаточно высокий - порядка 18-22 долл., а уровень проникновения сотовой связи пока еще очень низкий (порядка 4,5-5%), и поэтому будущий рост рынка компенсирует
инвестиции российской компании в Узбекистане. Аналитик ИК "Проспект" Олег Сальманов, впрочем, указывает на то, что взрывного роста узбекского рынка может не получиться. "Большая часть населения еще очень долго не сможет позволить себе иметь сотовый телефон", - подчеркнул г-н Сальманов.
Тем не менее темпы роста рынка Узбекистана в минувшем году были весьма неплохими. Так, в МТС довольны работой своего оператора в республике. "В прошлом году абонентская база МТС в Узбекистане выросла на 87,2%, что является одним из самых высоких показателей среди регионов, где работает сеть нашей компании, - сообщили RBC daily в пресс-службе "Мобильных ТелеСистем". - Низкий уровень проникновения не только сотовой, но и фиксированной связи означает, что дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры в стране неизбежно будет развиваться за счет мобильной связи". По словам Олега Сальманова, после объединения двух операторов "ВымпелКом" прочно займет вторую позицию на рынке Узбекистана, однако пока разрыв между компанией "Уздунробита" и объединенным оператором будет значительным - более 150 тыс. абонентов. "Конкурентная битва между МТС и "ВымпелКомом" может стать неплохим стимулом для развития самого рынка. Вероятно, новый игрок может начать ценовую войну с главным конкурентом", - не исключает г-н Кабулаев.