Появления парящих в воздухе машин — вроде тех, что мы видели в научно-фантастических блокбастерах " Пятый элемент", " Бегущий по лезвию", " Назад в будущее" или во II-м эпизоде " Звездных войн", — осталось ждать буквально недолго. Организации уже почти освоили все технологии и нюансы производства пилотируемых машин, бортовые компьютеры " поумнели" настолько, что требуют минимального вмешательства пилота, а Цена материалов и комплектующих стала доступной как никогда прежде. Пятерку наиболее перспективных проектов " аэромобилей" выбрали Вести. Hi-tech.
Flying Roadster (Aeromobil 3. 0)
Вчера внимание средств масс медиа привлекла словацкая Aeromobil, которая объявила о планах наладить массовое производство аэрокаров уже в 2017 году." Нам надо перенести трафик из двумерного пространства в трехмерное", — заявил на фестивале SXSW в Остине глава Aeromobil Юрай Вацулик. Его Фирма, которая ведет разработку летающей машины с 1990-х, весьма близка к воплощению своей мечты.
По данным Вацулика, не последнюю роль в этом сыграло развитие и удешевление технологий, произошедшее в последние несколько лет: " Углеродные волокнистые материалы, высокие технологии; десять лет назад все эти вещи были слишком дорогостоящими и недоступны маленьким командам". " например, качество систем автопилота, которые мы смогли установить в наш прототип, еще 5 лет назад казалось несбыточной мечтой", — добавил он.
" Самой идее запустить автомобиль в воздух уже больше 100 лет, — рассказывает Вацулик, — Я люблю историю о первопроходцах авиации, а первая попытка построить летающую машину была предпринята в 1917 году".
И в правду, первые проверки своего " автоплана" провел американец Глен Кертис почти сто лет тому назад. Тяжелый и неповоротливый агрегат из алюминиевого сплава, с размахом крыльев не менее 12 метров и 4-лопастным пропеллером позади, мог только " прыгать" по взлетной полосе. В воздух он по-настоящему так и не поднялся. Так или иначе, Curtiss Autoplane доказал, что идея " летучего" автомобиля может на существование.
С тех пор было создано множество разных концептов " крылатых коней". подавляющее число испытаний, к сожалению, заканчивались трагически. К примеру, в 1947 году потерпел аварию ConvAirCar (Model 118) — автомобиль С приставной (" самолетной" ) частью к крыше. Машина предоставила неплохой расход горючего (5 литров на 72 километра), но на очередных испытаниях разбилась из-за отказа системы подачи топлива. Тестовые полеты возобновились пару лет спустя, но в конце концов проект пришлось свернуть по причине недостатка оплаты.
В 1942-м под Москвой прошли летные проверки планера A-40 с подвешенным к нему танком T-60. Создатель проекта — советский авиаконструктор Олег Антонов. Идея оказалась неудачной: из-за большого веста летающий танк чуть поднялся на высоту 40 метров.
На протяжении следующего полувека авиация активно развивалась, и почти Все технические трудности были преодолены. Разработчики современных, " городских" аэрокаров в большинстве своем сталкиваются с 2-мя проблемами. Во-первых, многим надобно достаточно обширное пространство для насильного расформирования, а лучше — отдельный аэродром. Во-вторых, ширина части образцов (вместе с крыльями) может достигать 5– 6 метров. Все это делает их непригодными для городских условий.
Aeromobil 3. 0 (или Flying Roadster) этих недостатков лишен. Самое главное, ширина " летучего родстера" не превышает 2, 25 метра (со сложенными крыльями), что дает возможность ему уместиться на обычном парковочном месте, а длина — 6 метров. Помимо этого, взлетать он может как с лужайки, засеянной травой, так и ровной прямой дороги." Все, что нам надо — это 250-метровая разгоночная полоса для взлета и лишь 50 метров для приземления", — обратил внимание Вацулик.
Под капотом Aeromobil 3. 0 расположен 4-цилиндровый двигатель Rotax 912S (в качестве топлива используется бензин) мощностью 100 лошадиных сил (~75 кВт). Он дает возможность аэромобилю развивать резвость до 200 км/ч в полете и до 160 км/ч на трассе. Продолжительность полета/езды на полном баке — 700/500 км, расход топлива — 15/8 литров в час. Для управления им понадобится лицензия пилота.
В кабине Aeromobil 3. 0 предусмотрено два места — для пилота и пассажира. С осени прошедшего года машина участвует в программе регулярных испытательных полетов. По данным Вацулика, она рассчитана на " обеспеченных покупателей суперкаров и аэронавтов-энтузиастов". Сколько будет иметь стоимость " летучий родстер" к началу продаж, покуда неизвестно.
Krossblade SkyCruiser
Разработку иного жизнеспособного проекта ведет Krossblade Aerospace Systems (KAS). По отзывам управляющего директора американской организации Дэниела Любрича, будущее принадлежит машинам с вертикальным взлетом и посадкой, как у квадрокоптеров. Так, пятиместный гибрид KAS SkyCruiser обладает складными крыльями (их конструкция похожа на бэтмобиль из фильма " Темный рыцарь: Возрождение легенды), четырьмя складными роторами с электроприводами и роторным двигателем Ванкеля.
В противоположность от Aeromobil 3. 0, SkyCruiser может вообще обходиться без взлетно-посадочной полосы. Аэрокар способен подниматься в воздух и опускаться вертикально — например, чтобы " облететь" пробку. Правда, агрегат не так компактен: размах его крыльев составляет 9, 5 метра (в " распущенном" состоянии), общая длина — 8, 4 метра. Припарковать такую машину имеет возможность быть весьма сложно.
По данным Любрича, у летательных образцов XX века не было компьютеров, по этой причине летчику приходилось безостановочно и вручную корректировать массу ротора (после его остановки или во время вращения). Прорыв был совершен пару десятков лет назад, с развитием дронов-беспилотников." Теперь мы имеем бортовые компьютеры, которые выполняют свою работу просто замечательно и в автоматическом режиме. Нажмите наверх — и они поднимутся, Нажмите влево — и они сдвинутся влево, вам не надо беспокоиться о калибровке и управлении", — говорит он.
MyCopter
Проект myCopter, призванный разгрузить автомагистрали, финансирует Европейский союз. По задумке инженеров, персональный летательный аппарат обязан своими силами облетать препятствия и прокладывать маршрут. Правда, испытаний прототипов транспортного средства грядущего до тех пор пока не проводилось.
Совместно с этим власти ЕС занимаются выдачей разрешений, лицензированием и вопросами авиарегулирования: к примеру, правилами применения воздушного пространства частными аэрокарами.
ONE (Pal-V)
Производство части авиамобилей уже началось. К примеру, голландская Фирма Pal-V (Personal Air and Land Vehicle, или " Персональное наземно-воздушное транспортное средство" ) в проекте ONE скрестила мотоцикл и винтокрылый аппарат. Прямую тягу обеспечивает 2-лопастной толкающий пропеллер (как у вертолета), который может складываться, продольную устойчивость — две хвостовые штанги, а вращающийся момент (при подъеме и снижении) создает бесприпятственно вращающийся ротор.
В кабине аэрокара находятся два кресла, для пилота и пассажира. Бензиновый двигатель мощностью 160 кВт дает возможность аппарату развивать резвость до 180 км/ч на земле и в воздухе. Максимальная взлетная грузоподъемность — 910 кг.
Pal-V успешно испытала прототип ONE в 2012 году. А в мае 2014 году изготовитель начал принимать первые коммерческие заказы на выпуск ограниченной серии (из 45 штук) аэрокаров ценой пятьсот тыс. евро каждый. Их поставки обязаны начаться в 2016– 2017-м годах.
TF-X (Terrafugia)
TF-X от американской Terrafugia — это настоящий " трансформер" с электродвигателем и толкающим винтом. Поднимается и опускается на землю он подобно квадрокоптеру: вертикально.
Тягу обеспечивают два гибридно-электрических двигателя суммарной мощностью 670 л. С.(~500 кВт) каждый.
Правда, в воздухе TF-X мы увидим еще нескоро. Массовое производство гибрида начнется только через 6– 12 лет. Первые летательные образцы выйдут ранее.