Авиакомпании планируют оснастить российские аэропорты киосками, с помощью которых можно будет зарегистрироваться на рейс и получить посадочный талон по штрих-коду с мобильного телефона. До сих пор эта технология использовалась только за рубежом.
Через месяц в московском аэропорту "Внуково" должен появиться первый киоск, который позволят зарегистрироваться на рейс и получить посадочный талон с помощью штрих-кода, хранящегося в мобильном телефоне. Об этом CNews рассказали в авиакомпании Sky Express, которая установит такую систему. Для регистрации нужно будет поднести телефон с отображенным на экране штрих-кодом к вмонтированному в киоск сканеру. Посадочный талон будет распечатан автоматически.
После покупки билета на сайте авиакомпании штрих-код на телефон можно будет получить в MMS-сообщении или SMS, содержащем ссылку на веб-страницу со штрих-кодом. В качестве дополнительной опции, которую прорабатывала компания - возможность получить штрих-код, сфотографировав его со стороннего носителя, говорит представитель Sky Express Виталий Коренюгин. Например, спецпредложение авиакомпании может быть напечатано на концертной афише и предлагать со скидкой билет в город, где будет проходить концерт. Пассажир фотографирует штрих-код с афиши на свой мобильный телефон, а потом подносит получившееся изображение к сканеру при покупке билета и получает скидку.
Первый киоск, который планируется установить во "Внуково" примерно через месяц, будет пилотным. По словам Коренюгина сейчас аэропорт уже выбирает место для него. После установки аппарата с его помощью можно будет зарегистрироваться на все рейсы авиакомпании из этого аэропорта. По завершении тестирования планируется установить еще 3-4 таких киоска в Москве, один из которых будет находиться в городе, вне аэропорта, и 10-12 в базовых региональных аэропортах компании. Дальнейшее оснащение аэропортов терминалами будет зависеть от того, насколько они будут пользоваться спросом.
Через месяц в России должен появиться первый киоск, который позволит зарегистрироваться на рейс и получить посадочный талон с помощью штрих-кода в мобильном телефоне.
Следующим шагом в технологическом развитии компания видит переход к полностью безбумажному авиаперелету. Правда, по мнению Коренюгина, на это потребуются годы, поскольку российские пассажиры пока неохотно пользуются подобными нововведениями, а многие аэропорты технологически не готовы к переходу на безбумажный режим.
Как утверждают в Sky Express, их стойка станет первой в России, позволяющей получить посадочный талон с помощью штрих-кода на экране мобильного. Конкуренты компании, однако, движутся в том же направлении. Так, в S7 Airlines CNews рассказали, что предложит своим пассажирам такую же услугу осенью 2010 г. Причем сканерами, считывающими мобильный штрих-код, планируется оснастить не только киоски, но и стойки регистрации компании. Начать S7 планирует с аэропорта "Домодедово", где у авиаперевозчика установлено 6 киосков саморегистрации и порядка двух десятков стоек регистрации. Часть из них оборудуют сканерами. Следующим претендентом на оснащение сканерами для считывания мобильных штрих-кодов авиакомпания считает аэропорт "Толмачево" в Новосибирске.
Как и Sky Express, S7 видит серьезные барьеры для перехода на полностью безбумажные перелеты. "Внедрить технологию, которая исключила бы все бумажные носители, на данный момент невозможно: посадочный талон все еще является документом строгой отчетности. Кроме того, нужна готовность к этому самих аэропортов", заявил CNews представитель авиакомпании Кирилл Алявдин.
Если среди авиаперевозчиков бытует мнение, что российские аэропорты не готовы к внедрению новейших технологий, то в самих аэропортах ссылаются на низкую заинтересованность авиакомпаний в этом направлении. Так, в "Шереметьево" CNews сообщили, что их аэропорт располагает технической возможностью организовать подобную услугу, если она будет востребована авиакомпаниями и пассажирами. Еще в конце прошлого года аэропорт переоборудовал свои терминалы под сканирование мобильных штрих-кодов, однако из-за нехватки финансирования и низкой заинтересованности авиаперевозчиков, в эксплуатацию эту функцию пока так и не ввели.
Кроме того, в 2007 г. в аэропорту установили 9 киосков саморегистрации во всех трех терминалах, однако на предложение подключиться к ним откликнулись лишь 2 авиакомпании - KLM и Air France. Остальные же авиаперевозчики, в том числе российские, не проявили интереса к этому проекту.