Средства коммуникации в Сети меняются: если раньше основная переписка осуществлялась через электронную почту, то сейчас интернет-пользователи все больше общаются через социальные сети.
Хоронить e-mail эксперты не торопятся, но ожидают появления сервиса Google Wave, который, помимо прочего, объединяет элементы почтовой службы и соцсети.
Новое поколение
интернет-пользователей все чаще обращается к таким сервисам, как Twitter, Facebook и другими. В этой связи эксперты заговорили об изменении способов коммуникации в Сети. "В принципе электронная почта не так важна, когда у пользователя много разных типов сообщений и файлов, и их можно получать в той же самой социальной сети", - считает Алекс Бочанек куратор Музея компьютеров в Моунтин Вью (Калифорния), чьи слова цитирует The Wall Street Journal (WSJ).
Это мнение подтверждает и статистика. Количество пользователей соцсетей растет более высокими темпами, чем численность обладателей почтовых аккаунтов. По итогам августа 2009 года, согласно оценкам Nielsen, число пользователей электронной почты выросло по сравнению с августом 2008 года на 21% - с 229,2 до 276,9 миллионов человек в США, ряде европейских стран, а также в Бразилии и Австралии. В то же время аудитория социальных сетей и аналогичных сервисов за этот же период увеличилась на 31% до 301,5 миллионов человек. А по оценкам ComScore, в июле число подписчиков социальных сетей по всему миру достигло 734,2 млн человек.
Всегда на связи, а связь всегда с собой
Принцип работы электронной почты был удобен, поскольку менее десяти лет назад человек не был постоянно на связи, а заходил в Сеть эпизодически. Сейчас ситуация изменилась: во многих странах Европы и в США пользователь практически все время находится в онлайне - он выходит в Интернет не только с компьютера, но и с мобильного телефона.
С изменением самой природы общения у пользователя меняются критерии оценки коммуникационных сервисов в Сети, пишет WSJ. Во-первых, человек не готов ждать, пока дойдет его сообщение, он знает, что в нынешних условиях, это произойдет в течение нескольких секунд. Во-вторых, социальные сети делают их участников более публичными, а процессы коммуникации - более неформальными. На страничке пользователя соцсети можно обнаружить не только его фотографию, но и интересы, найти отметку о его текущем настроении, здесь можно также оставить какие-либо комментарии к его записям и т. п. Что немаловажно, как правило, предусмотрена возможность настройки доступа к личной информации. В-третьих, увеличивается частота общения. Зачем писать длинные письма друзьям по итогам проведенного отпуска, если можно сообщить о том, как отдыхается в режиме онлайн? В-четвертых, новое поколение сервисов позволяет регулировать поток поступающих к нему сообщений.
Перечислять преимущества новых коммуникационных интернет-сервисов можно долго, но очевидно, что пока люди не готовы полностью отказаться от электронной почты. По данным компании IBM, к 2010 году в мире ежедневно будет пересылаться свыше 200 млрд электронных писем. В соцсетях объемы корреспонденции гораздо меньше. Так, например, численность пользователей ресурса Facebook насчитывала в июле 250 миллионов (сейчас 300 миллионов), из которых порядка 1 млрд пересылали ежедневно сообщения через чат FbChat.
Помимо этого, во многих компаниях использование соцсетей вовсе запрещено. По данным исследования HR-компании Robert Half Technology, 54% фирм в США закрывает для своих сотрудников доступ к таким социальным сетям как Facebook, Twitter, MySpace, LinkedIn и др.
20 миллионов
россиян освоило соцсети
На сегодняшний день в России, по оценкам Mail.ru, с социальными сетями работают больше 70% интернет-пользователей, с электронной почтой - 85-90%. А пользователями Интернета, по данным фонда "Общественное мнение" на июль, являлось 35% взрослого населения страны или 39,9 миллиона человек.
По данным TNS, в августе этого года суммарная аудитория восьми крупнейших социальных сетей России ("Мой круг", "МойМир@mail.ru", "Одноклассники.ру", "ВКонтакте", "Друзья", Memori.ru, TourOut.ru, "В кругу друзей") составляла 20,2 миллиона человек - это 88% от всех пользователей социальных сетей в стране.
"Электронная почта, безусловно, не ушла и не собирается уходить в прошлое", -отмечает вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. "Социальные сети и почтовые сервисы люди используют для разных нужд: первые - для быстрой передачи сообщений, общения, вторые - для деловой переписки, долгосрочных сообщений", - резюмирует директор по маркетингу агентства Mindshare Interaction Юлия Удовенко.
Эксперты отмечают, что переписываются через соцсети представители более молодой аудитории. По данным исследования PewInternet, только у 57% людей в возрасте от 25 до 34 лет есть страницы на таких ресурсах. Для сравнения: среди аудитории в возрасте от 18 до 24 обладателями аккаунтов в соцсетях являются 75%. При этом, 61% тинейджеров посылает сообщения друзьям через социальные сети, а 42% делают это ежедневно.
"Конечно, новые сервисы, интегрирующие в себе возможности мгновенных сообщений, социальных сетей и классической электронной почты будут привлекать к себе все больше новых пользователей. Однако практически у всех таких сервисов есть недостаток - они ориентированы на ограниченный круг зарегистрированных пользователей. В этом плане электронная почта более открыта и универсальна", - добавляет аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова.
Надо ли "хоронить" электронную почту
Тем не менее, попытки "похоронить" электронную почту продолжаются. Интернет-компания Google сейчас тестирует свой новый сервис Google Wave, который сочетает в себе элементы электронной почты, чата, блогов, а также предполагает обеспечение возможности доступа к Wiki-сервису и обмену фотографиями. Разработчики Google Wave убеждены, что в будущем он сможет заменить электронную почту и стать основным способом общения между людьми.
Впрочем, эксперты к подобным заявлениям относятся скептически. "В Интернете регулярно появляются новые модные тренды, которым предсказывают судьбу "убийц" предыдущих способов общения, - говорит Анна Артамонова. - На деле мы видим другую ситуацию - разные механизмы коммуникаций дополняют друг друга и не только сосуществуют в своих нишах, но и активно интегрируются и взаимодействуют, давая пользователям новые возможности".