По данным Международного телекоммуникационного союза (ITU), начиная с 2000 года число абонентов сотовой связи во всем мире росло ежегодно в среднем на 24%, и к 2008 году их количество превысило 4 млн.
Во многих странах уровень проникновения
сотовой связи превысил 100% (например, в Сингапуре или Гонконге). Однако в мире остаются достаточно крупные ненасыщенные рынки. Например, Индия, где проникновение составляет порядка 25%, или Нигерия с показателем 30%.
"Основная масса сотовых телефонов будет продана на рынках развивающихся стран, где также наиболее активно будет развиваться
бизнес мобильных операторов", - соглашается с выводами доклада ведущий аналитик Mobile Reaserch Group Эльдар Муртазин.
По прогнозам аналитической компании Ovum, основными источниками роста мировой абонентской базы станут рынки Индокитайского региона (включая
Китай, Индию, Пакистан и Бангладеш), Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. В этих странах среднегодовые темпы роста абонентской базы составят порядка 21%, и к 2013 году проникновение сотовой связи достигнет около 67% против 40% по итогам 2008 года.
Как отмечается в отчете ITU, среди операторов, наиболее активно осуществляющих экспансию на развивающиеся рынки, - индийская компания Bharti Airtel, норвежская Telenor, южноафриканская MTN, египетская Orascom Telecom, кувейтская Zain и подразделение Vodafone - Vodacom.
Темпы роста телекоммуникационной отрасли в целом, и в частности сотового рынка, замедлятся. По оценкам аналитической компании Idate, в 2009 году объем
доходов от услуг связи составит около 1,417 трлн долларов. По итогам 2008 года темпы роста сектора мобильной связи снизились с 12% (в 2007 году) до 8%, а его оборот составил около 742 млрд долларов. Сотовый рынок формирует порядка 54% всего объема доходов телекоммуникационного рынка и остается главным драйвером его роста. Несмотря на постоянный рост абонентской базы сотовых операторов, среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) постоянно снижается. По итогам 2008 года он сократился до 17,5 долларов.
"Сейчас у мобильных операторов сложная ситуация с финансированием, нет такого легкого доступа к денежным средствам, как было до 2009 года, - говорит директор по внешним связям "Telenor-
Россия" Анна Иванова-Галицина. - Операторам будет непросто внедрять новые дополнительные услуги, требующие значительных капвложений. В то же время абоненты будут более экономны в тратах на сотовую связь, начнут следить за своим мобильным
счетом. На развивающихся рынках у операторов сейчас больше возможностей для роста".
Абоненты в развитых странах могут сократить расходы на пользование мобильной связью или вовсе предпочесть ей фиксированную, также говорится в отчете ITU. Эксперты ComNews Research также уверены, что в 2009 году можно будет говорить о заметном снижении объема потребляемых услуг сотовой связи.
Неудивительно, что дочерняя структура сотового оператора "
МегаФон" - "МегаФон-Москва" (обслуживала на конец декабря 6,479 млн абонентов) ожидает в ближайшее время снижения темпов прироста продаж свои услуг. В IV квартале 2008 года уже произошло замедление прироста потребления: абоненты пытаются оптимизировать расходы - в декабре на телефон стали меньше тратить 14% москвичей, отмечает в своем сообщении компания.
Помимо сокращения трат на сотовую связь сотовые абоненты в развитых странах будут откладывать приобретение новых телефонов, в то время как на рынках развивающихся стран продажи мобильных телефонов будут активно расти.
С этими прогнозами ITU согласны эксперты: уже в четвертом квартале 2008 года, по данным IDC, объем поставок сотовых телефонов в мире по сравнению с аналогичным периодом 2007 года упал на 12% - с 330,8 млн до 289 млн штук. По оценкам аналитической компании Strategy Analytics, продажи сотовых телефонов по итогам 2009 года сократятся примерно на 9%.
Впрочем, падение спроса вряд ли коснется бюджетных моделей сотовых телефонов - наоборот, их доля в общей доле продаж существенно увеличится. Эльдар Муртазин поясняет: "Продажи бюджетных аппаратов не росли, поскольку их рост искусственно ограничивался. Но сейчас в кризисных условиях вендоры вынуждены расширять свои бюджетные линейки. Сейчас в России доля продаж таких телефонов составляют порядка 50%, и в будущем будет только расти". Так, средняя цена на аппараты Nokia уже составляет порядка 79 евро.
Тенденции, зафиксированные в докладе ITU, актуальны и для развитого российского рынка сотовой связи, где проникновение сотовой связи по итогам декабря 2008 года составило 129,4% (данные ACM-Consulting). По словам участников рынка, спад продаж сотовых телефонов уже начался, но сокращения количества новых подключений розничные продавцы не отмечают. "Мы чувствуем снижение продаж по сравнению с январем 2008 года примерно на 10%, - сказала в интервью BFM.ru пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова. - Но подключений меньше не стало. Возможно, это связано с тем, что люди пытаются найти оптимальный для себя
тариф. Какая-то часть пользователей перешла из корпоративного сектора".