Говоря о тенденциях развития рынка сотовой связи можно отметить, что период его бурного роста за счет прихода новых абонентов закончен. Ныне увеличение обеспечивается за счет приобретения вторых SIM-карт и корпоративного сектора.
Поэтому сейчас основная задача
операторов - формировать новые услуги и создавать на них платежеспособный спрос. Как отмечают сами игроки рынка,
мобильный телефон стал не только средством обычной голосовой
связи, основной целью компаний является предоставление услуг телевидения, высокоскоростного
Интернета и телефонии в едином пакете.
Как отметил в эфире программы "В фокусе" на РБК-ТВ вице-президент компании "ВымпелКом" Владимир Рябоконь,
тарифные пакеты, сформированные на базе 3G, появятся в конце следующего года в
Москве, когда сети будут запущены в коммерческую эксплуатацию, в регионах это произойдет несколько раньше, т.к. там не надо "расчищать" частоты.
Правда, пока доступ к этим услугам не будет безлимитным и дешевым, то вряд ли на них появится платежеспособный спрос, полагают эксперты. Например, в Италии пользуется популярностью у абонентов мобильное телевидение в пакете услуг за 29 евро. Правда, лучше всего чтобы эти сервисы были запущены к определенному событию, например, к Чемпионату мира по футболу или Олимпиаде.
Отчасти окупить вложения операторов, которые потребуются для создания мобильного телевидения, поможет мобильная
реклама. Так, мобильный рынок Великобритании условно дотируется рекламодателями, которые используют мобильные устройства для продвижения своей рекламы.
Правда, утверждать, что мобильное ТВ будет приносить
доход операторам, тоже нельзя, даже если пользователи готовы платить за интересные, "горячие" новости, развлекательный контент (популярные ТВ шоу),
спортивные клипы (лучшие моменты спортивных игр) в сочетании с рекламой. "Пока статистика не свидетельствует о том, что эти вложения были "отбиты". Выводы по развитию азиатского рынка связи такие: огромные проблемы с приложениями 3G. Вопрос, что запускать и чем люди будут пользоваться, остается открытым до сегодняшнего дня", - рассказывает директор по работе с операторами связи и медийными компаниями департамента консалтинга компании "Делойт", СНГ Борис Харас.
Еще на Западе приветствуется такая услуга, когда вместе с телефоном покупатель приобретает контракт на оказание услуг
сотовой связи в течение нескольких лет. Считается, что соглашения с операторами связи потенциально увеличат продажи, к примеру, новой модель смартфона Apple iPhone с поддержкой сетей третьего поколения, поскольку стоимость телефона с контрактом в разы меньше, чем без него. Но когда можно будет воспользоваться данным предложением в России, пока неизвестно. Как пишут некоторые СМИ, iPhone официально появятся в России в 2009г.
Правда, Б.Харас видит определенные противоречия, поскольку тарифные планы так или иначе ориентированы на массового пользователя, но не как на людей, которые могут потратить, 1000 долл. на покупку iPhone (примерно по такой цене их продают в России). Поэтому неясно, на какой рынок будут ориентироваться: операторы: на людей, которые могут себе позволить дополнительные сервисы, либо на массовый рынок, где дешевые продукты, устройства и услуги.
Между тем, как отмечает В.Рябоконь, количество пользователей мобильным Интернетом в России растет на 40% в год, тогда как рост голосовой услуги составляет 10%. Правда, пока неизвестно, когда появится безлимитный мобильный Интернет за фиксированную плату. Притом, что эта модель развития принята всеми операторами в телекоммуникационном секторе экономики.