Социологи недавно стали замечать ширящееся и несколько тревожное явление: люди все чаще влюбляются в свои компьютеры, мобильные телефоны, а у кого они есть - и в домашних роботов. Нет сомнений, что мы чем дальше тем больше зависим от гаджетов.
Нередко можно услышать, как люди словно нечто само собой разумеющееся говорят: "Обожаю мой iPhone", или что-нибудь в этом роде. Что это - фигура речи или уже настоящая
любовь?
Вопрос далеко не так абсурден, как кажется с первого взгляда. Самый распространенный робот в домах сегодняшних американцев - домашний уборщик "Румба" (Roomba) корпорации iRobot. За последние пять лет было продано свыше 2 млн этих роботов-пылесосов.
Как показало недавнее исследование, многие владельцы "Румбы" дают ему человеческое имя, говорят о нем, как о живом существе, покупают для него новые коврики - "чтоб было, что пылесосить", шьют роботу костюмчики и даже ездят "вместе" в отпуск.
Правда, даже в Америке роботы еще не успели поселиться в каждом доме. Но вот другая статистика. Примерно 64% американцев проводят со своим компьютером больше времени, чем с родными и близкими, а 84% опрошенных признались, что испытывают сегодня большую зависимость от PC, чем всего три года назад.
Не лучше обстоят дела и в Британии. Почти каждый третий молодой британец готов скорее отказаться от
секса, чем от
мобильного телефона. А 63% заявили, что
сотовый играет для них "ключевую роль в поддержании качества жизни".
По данным другого
опроса, потерю мобильника многие переживают болезненнее, чем расставание со своим молодым человеком или девушкой. Более половины уверены, что, если они потеряют телефон, их социальная жизнь сильно пострадает.
Что же происходит? Психологи говорят, что эмоциональная привязанность может быть обусловлена факторами, не имеющими ничего общего с "любовью". Скажем, подростки, боящиеся хоть на минуту расстаться с мобильным, вряд ли испытывают к нему какие-либо романтические чувства - им просто нужен постоянный контакт с приятелями.
Точно так же "любовь" к компьютеру или игровой приставке в каких-то случаях может быть порождена ощущением свободы и власти, которые они дают нам, когда работают быстро и без сбоев. Мы любим собственные эмоции, метал и пластик здесь не причем.
Кто-то приобретает бытовую электронику из тех же побуждений, что другие покупают одежду или машины, - прежде всего, как выражение собственной идентичности. О любви к гаджетам речи здесь быть не может.
Но настоящая любовь с машиной все-таки реальна. Особенно с симпатичным роботом. Если уж скучный и плоский "Румба" способен вызвать столько эмоций, то чего уж ждать, когда ему на смену придет новое поколение намного более умных и более похожих внешне на человека роботов.
Примером такого гуманоида может служить домашний робот "Зено", разрабатываемый сейчас фирмой Hanson Robotics. Как проектируют его создатели, он будет узнавать вас в лицо, выучит ваше имя и, разговаривая с вами, будет смотреть вам в глаза. По словам конструктора, робот способен даже на выражение эмоций.
Но главное, "Зено" будет стоить всего 300 долларов (беспрецедентная цена объясняется тем, что управлять роботом через систему Wi-Fi будет ваш персональный компьютер. Не трудно себе представить, сколько людей будут относиться к нему как к собаке или кошке, а то и как к члену семьи. Короче говоря, они его полюбят.
Так уж устроены люди, что "умные" существа их всегда волнуют больше, чем "глупые".