Многострадальный плеер iPod, кажется, уже и так виновный во всех бедах человечества (вплоть до того, что навлекает на своих владельцев разряды молнии), обвиняют еще в одном смертном грехе.
На этот раз представители индустрии звукозаписи пришли к выводу о том, что если человек со временем начинает получать от прослушивания музыки меньше удовольствия, то виноваты в этом - правильно! - iPod и формат загружаемых на него файлов - MP3. Их доводы при этом представляются достаточно интересными, что для еженедельных "сенсаций",
связанных с iPod, большая редкость.
Авторитетное издание The Wall Street Journal со ссылкой на неких анонимных представителей "изнанки"
музыкального бизнеса - продюсеров, инженеров, звукорежиссеров - сообщает о том, что последние, создавая музыкальные произведения или работая над готовыми, ориентируются на то, что итоговый результат слушатели будут оценивать в виде MP3-файлов на плеерах iPod. Таким образом, они делают звук (или качество звука) таким, чтобы музыка лучше всего звучала именно в таком формате и именно на этих устройствах.
Не секрет, что MP3-формат отличается далеко не лучшим среди прочих качеством звучания, т.к. подразумевает сжатие звуковых файлов. Плееры iPod, в свою очередь, также "не котируются" среди ценителей качественного звука: общепризнанно и технически доказано, что в этом плане они уступают многим конкурирующим моделям (речь идет не только о самом плеере, но и о наушниках, которые у iPod тоже не самые хорошие).
Поэтому, когда производители музыки (как бы кощунственно ни звучало это словосочетание, но к созданию основной массы популярных композиций оно вполне применимо) в своей работе ориентируются на форматы и устройства не лучшего качества, от этого страдают слушатели, предпочитающие другие способы воспроизведения музыки.
Их - как таких слушателей, так и альтернативных способов воспроизведения - вовсе не так уж и мало, а если говорить честнее - очень много. К слову,
кинопродюсеры имеют ввиду примерно то же самое, когда с трудом узнают ужасного качества кадры из оцифрованных собственных фильмов в маленьких окошках воспроизведения, вроде тех, что предлагает YouTube.
В результате музыка становится более громкой (что, как известно, не всегда хорошо), в то время как звучание принимает несколько грубые и "безжизненные" (harsh and flat) очертания. Все это незаметно, на подсознательном уровне, делает прослушивание даже любимой музыки не очень приятным, когда речь идет о длительных периодах времени, проведенного в наушниках.
"Сейчас первое, что делают
музыканты после окончания записи в студии, - переводят ее в цифровой формат, конвертируют в MP3 и прослушивают на своих плеерах iPod, - сетует в интервью The Wall Street Journal звукорежиссер Fleetwood Mac и множества других популярных исполнителей Alan Douches. - Конечно, раньше мы тоже могли проверить звучание трека, например, на плеерах Walkman, но никому и в голову не могло прийти, что это лучшее устройство для такой проверки. Сегодня молодые артисты считают MP3 лучшим из форматов, а iPod - идеальным устройством для воспроизведения музыки".
Скип Сейлор (Skip Saylor), владелец одной из студий звукозаписи в Лос-Анджелесе приводит простой пример: "Высокие частоты, которые так хорошо слышны на CD, не дают такого же эффекта в MP3. И наоборот:
песня, которая идеально звучит в MP3, может звучать хуже при прослушивании ее с диска. Нравится ли мне участвовать в этом? Нет. Но реалии современного мира таковы, что приходится идти на уступки".
Эта тенденция находится в одном русле с другим современным музыкальном трендом: сейчас выпускается более громкая музыка, чем когда бы то ни было раньше - индустрия путем проб и ошибок пришла к выводу, что громкая музыка лучше продается. Но в то же время высокая громкость делает звук более "плоским", менее разнообразным и насыщенным.
Поэтому, по наблюдениям профессионалов, звук современной поп-музыки намного менее богат и силен, чем 10 лет назад, когда формат MP3 еще не был так популярен, а плееров iPod и вовсе не существовало. Все это расстраивает и музыкантов, все попытки которых записать по-настоящему качественный материал перестают иметь значение - ведь его воспроизводят в MP3.
Виновником неприятных изменений в развитии музыки является скорее именно этот формат, нежели iPod, популяризировавший музыку вообще, и который, при желании разработчиков, можно было бы приспособить для воспроизведения музыки в других, более качественных форматах.