Международный арбитражный трибунал в Цюрихе пришел к выводу, что ответственная за выделение частот в России Государственная комиссия по радиочастотам де-факто полностью подчиняется Мининформсвязи,
в то время как большинство ее членов проявляют равнодушие к принимаемым
комиссией решениям.
Одной из причин, по которой трибунал Международной торговой палаты в Цюрихе отклонил притязания фонда IPOC на принадлежащие "Альфа-групп" 25,1% акций "Мегафона", стала предполагаемая причастность фонда к отмыванию денег. Как свидетельствует заключение швейцарских судей, для покупки акций "Мегафона" IPOC использовал денежные средства, вырученные им в 2000 году от продажи МТС компании "Телеком-XXI". По утверждению действовавшей в цюрихском процессе в интересах "Альфа-групп" компании LV Finance Group (LVFG), данные средства имеют нелегальное происхождение, поскольку Мининформсвязи, выдав "Телеком-XXI" лицензию на Северо-Западный регион и отказав при этом МТС в получении аналогичной лицензии, фактически принудила МТС пойти на покупку этой компании.
История вопроса такова: сотовый оператор "Телеком-XXI" в 1998 году получил лицензию GSM-1800 на Северо-Западный регион, однако не смог начать оказание услуг ввиду отсутствия лицензии на стандарт GSM-900 (в то время запустить сеть в одном диапазоне 1800 МГц было достаточно проблематично). Согласно материалам того же судебного разбирательства, осенью 1999 года аффилированные с IPOC офшоры Comitas Investments и Honestas приобретают, соответственно, 74,79% и 0,11% акций "Телеком-XXI" за $3 млн. Затем оператор получает дополнительную лицензию на GSM-900, тогда как МТС в выдаче лицензии на этот же регион отказывают. Как следствие, в конце 2000 года принадлежащая "Системе-телеком" (основной акционер МТС) группа офшоров покупает 100% акций "Телеком-XXI" за $40 млн и почти одновременно перепродает их МТС за $50 млн. Что касается владельцев IPOC, то они, выручив от продажи "Телеком-XXI" $30 млн, по показаниям свидетелей, планировали направить эти деньги на
оплату заключенного с LVFG опциона на выкуп акций "Мегафона" (но LVFG, как известно, отказалась их принять и продала акции "Мегафона" "Альфе").
В цюрихском судебном процессе на стороне LVFG выступили ряд свидетелей, ранее работавших в ответственных за выдачу частот организациях. Они сообщили суду, что процесс распределения частот (не имея которых, невозможно получить лицензии) в России крайне непрозрачный. "Я получал прямые указания от министра
связи задерживать выдачу частот, хотя соответствующие разрешения министерства обороны были уже получены, - заявил суду один из них. - Мне известно множество примеров того, когда операторам неоднократно отказывали в выдаче частот, хотя стоило определенным структурам подать заявку на те же самые частоты на той же самой территории, как они получали разрешения. Так, например, было с группой компаний "Мобиком" (в 2001 году вошедшая в "Мегафон", - прим. CNews): ее операторы владели лицензиями GSM-1800 на ряд российских регионов, и пока они не получили дополнительно лицензии GSM-900, на этих территориях выдача частот была заморожена".
Возразить против этих утверждений пытался глава Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный, который, правда, выступал в Цюрихе не как представитель Мининформсвязи или правительства России, а как частное лицо (само Мининформсвязи отрицает какую-либо причастность к судебному процессу). Г-н Бескоровайный пояснил, что проблем с выдачей частот в России не было с 2000 года, когда из тогдашнего Госсвязьнадзора отделилась ответственная за изыскание свободных частот радиочастотная служба. Также он добавил, что заявки на получение частот рассматриваются Государственной комиссией по радиочастотам, "на решения которой невозможно влиять, поскольку в нее входят представители большого числа различных государственных ведомств, каждый из которых имеет равный голос".
Однако суд с доводами г-на Бескоровайного не согласился. "Председателем ГКРЧ является министр Рейман, который составляет повестку заседаний, - говорится в решении суда. - При этом члены ГКРЧ голосуют не по отдельным вопросам, а за всю повестку сразу". Как сообщил суду один из свидетелей со стороны LVFG, "большая часть членов ГКРЧ безразлична к обсуждаемым вопросам, что позволяет Мининформсвязи контролировать принимаемые ею решения". В то же время, как установил суд, выданная Мининформсвязи лицензия была единственным активом "Телеком-XXI", тогда как IPOC покупал эту компанию исключительно для ее перепродажи (поскольку ему в данном регионе уже принадлежал другой оператор - "Северо-Западный GSM"). С учетом странной судьбы офшоров-владельцев "Телеком-XXI" (Honestas был почему-то переименован в Versatile Action Holdings, а Comitas и вовсе ликвидирован), суд согласился с доводами об отмывании денег фондом IPOC.
В самом IPOC не согласны с подобными выводами. "Дополнения, разрешающие, помимо GSM-1800, работать также и в GSM-900, выдавались многим российским операторам, - заявили в фонде IPOC. - В частности, уже при Реймане - в 1999 году - такие дополнения на четыре российских округа получил "Вымпелком", хотя у него нет никаких связей с так называемыми "питерскими" связистами (к которым причисляют Реймана). Что касается "Телеком-XII", то вслед за покупкой этой компании мы инвестировали в нее $2 млн, а также затратили свой опыт для строительства его сети и свои связи для поставки оборудования по приемлемым ценам, после чего продали ее МТС. Но это же самое с "Телеком-XXI" могла проделать и любая другая телекоммуникационная структура".