Российский рынок ИТ вырос в прошлом году на 25% и достиг $12 млрд. Аналитики считают, что в ближайшие годы темпы роста будут снижаться, однако к 2009 году рынок удвоится.
Прошедший год был исключительно успешным для российского рынка ИТ, который вырос за этот период на 25,4%, а его объём достиг $12 млрд. Хотя, по данным IDC, в 2006 и 2007 г. темп роста несколько снизится: среднее значение этого показателя в ближайшие пять лет останется на уровне 19%, а к 2009 г. объём рынка удвоится.
"Всплеск покупательского интереса к продукции ИТ и средствам телекоммуникаций, который мы наблюдали в
Москве и Санкт-Петербурге в первые три года нового столетия распространяется на остальную территорию страны, - говорит Роберт Фариш, вице-президент и региональный директор IDC Россия/СНГ. - Тем не менее рынок в целом и его возможности не столь очевидны, как может показаться. Хотя некоторые вертикальные рынки, как, например, телекоммуникационный, правительственный, банковский и производственный уже вкладывают значительные средства в ИТ, бум в таких секторах, как здравоохранение, образование и энергетика ещё впереди".
Около 70% затрат российского рынка ИТ приходится на наиболее крупный сегмент - оборудование, объём которого за 2005 г. вырос на 30%. По данным IDC, в этом сегменте по-прежнему доминируют персональные компьютеры, но ожидается, что по мере снижения цен на ПК рост прибылей будут обеспечивать ноутбуки. Наиболее быстро растущим сектором были и остаются дисковые системы хранения данных, поскольку реализация многочисленных проектов породила новые потоки данных и необходимость их хранения. Основная движущая сила рынка - ПК, и они сохранят свои позиции обозримом будущем, благодаря растущим продажам домашним пользователям и государственным структурам.
"Уровень расходов на оборудование указывает на то, что рынок сравнительно молод, - считает Юрий Голдаев, аналитик IDC по рынку ПК. - Однако рынок компьютеров стабилизируется и станет основой для развития услуг и программного обеспечения, а для тех, кто сориентируется в обстановке откроется немало новых возможностей".
На долю услуг в 2005 г. приходилась одна пятая всех затрат на ИТ в России, и этот сегмент рынка в 2006 г. и в последующие годы будет расти быстрее остальных. Хотя в сегменте доминируют услуги по внедрению, в последующие пять лет более чем в шесть раз вырастут затраты на управление. "Быстрый рост не гарантирует успешного развития. - рассказала Елена Семеновская, руководитель программ исследовании IDC по рынку ПО. - Поставщики услуг всё ещё не могут преодолеть недоверия, которое по соображениям безопасности питают к сторонним партнерам многие российские компании, особенно в секторе СМБ".
Затраты на коробочное ПО были самой малой составляющей рынка ИТ в России. В 2005 г. этот сегмент вырос на 19,6% и составил 10,6% от всех затрат. По данным IDC показатель его роста до 2009 г. будет колебаться в пределах 20%, благодаря закупкам коробочного ПО компаниями малого и среднего
бизнеса. "Качество внедрения и интересы заказчика становится средствами, которые выявляют потребности рынка, - отметила г-жа Семеновская. - Разъяснение потенциальным аказчикам и представителям каналов сбыта важности четкого соблюдения графиков и высокого качество внедрения во многом поможет поставщикам привлечь новых клиентов".