С октября этого года на глобальном рынке под брендом VK стартует социальная сеть "ВКонтакте". Наибольший успех она будет иметь на рынке СНГ и в странах бывшего соцлагеря, с которыми у России сохранились дружественные взаимоотношения, считают эксперты.
Социальная сеть "ВКонтакте" приобрела доменное имя vk.com, чтобы через новый сайт раскрутиться на мировом рынке. Исполнительный директор проекта Лев Левиев рассказал газете "Ведомости", что к октябрю на портале vk.com будет запущено 12 языковых версий "ВКонтакте", а сочетание VK станет международным брендом социальной сети.
Сейчас проект поддерживает четыре языка - русский, украинский, белорусский и английский. На сайте vk.com пока работает
автоматическая переадресация на портал vkontakte.ru.
До сих пор
российские соцсети ограничивались постсоветским пространством, где много русскоязычных пользователей, рассказала GZT.RU вице-президент Mail.ru Анна Артамонова:
"Мы видим это и на примере нашего проекта "Мой Мир@Mail.Ru". В России он входит в тройку лидеров, а вот в Казахстане он номер один. Во многих других странах СНГ, например Азербайджане, "Мой Мир@Mail.Ru" также занимает хорошие позиции. Кроме того, у любого русскоязычного проекта есть шансы на завоевание популярности среди русских эмигрантов вообще по всему миру".
Аналитик по информационным технологиям из ИК "Финам" (владеет социальной сетью "Мамба") Леонид Делицын полагает, что в первую очередь "ВКонтакте" собирается переводить свой сервис на языки стран СНГ.
В беседе с корреспондентом GZT.RU он предположил, что для продвижения на постсоветском пространстве социальная сеть будет сотрудничать с российскими сотовыми операторами, которые широко представлены в странах СНГ. "Интегрировать "ВКонтакте" с мобильными сервисами выгодно, так как многие люди выходят в соцсети с помощью сотового телефона", - констатирует эксперт.
Чем удивят российские соцсети ?
Основатель и совладелец проекта "Одноклассники" Альберт Попков считает, что российским проектам не имеет смысла выходить на англоязычный рынок, так как этот рынок уже насыщен: здесь доминируют Facebook, MySpace и другие социальные сети.
Он пояснил GZT.RU, что рынок социальных сетей очень динамичен и, предложив что-то новое, можно быстро переманить аудиторию. В пример он приводит социальный проект Friends Reunited, который восемь лет назад доминировал на рынке Великобритании, но затем уступил конкурентам. Основатель "Одноклассников" не стал уточнять, какими именно новшествами социальные сети сейчас могут переманить пользователей.
По мнению аналитика ИК "Финам" Леонида Делицына, мировой рынок социальных сетей уже распределен, остались лишь отдельные страны, выход в которые затруднен языковыми или политическими барьерами, а также низкой платежеспособностью.
Он полагает, что "ВКонтакте" может попытать счастья в странах, с которыми у России остались дружественные отношения с советских времен, например во Вьетнаме или в Латинской Америке. При этом эксперт отмечает, что "последнее время быстроразвивающийся вьетнамский рынок вызывает повышенный интерес у российских
интернетчиков".
В прессе не раз упоминалось, что "ВКонтакте" является клоном Facebook. Об этом, например, свидетельствует сходное оформление социальных ресурсов. Данный факт может стать причиной иска к создателям российской соцсети. Подобное уже случалось в Германии: в 2008 году Facebook подала иск к ресурсу StudiVZ за нарушение прав интеллектуальной собственности. Правда, тогда немецкий суд принял сторону StudiVZ.
Эксперты, опрошенные GZT.RU, считают, что "ВКонтакте" не стоит опасаться исков со стороны Facebook. Делицын отмечает, что у двух проектов есть общий акционер - российская компания Digital Sky Technologies, которая постарается уладить все возможные конфликты.
Попков из "Одноклассников" вообще уверен, что в случае с Facebook и "ВКонтакте" "не идет речи о прямом копировании", так что, если иски появятся, их причиной будут "не авторские права".
Делицын из "Финама" утверждает, что на первый взгляд два сайта похожи, но вероятность того, что Facebook подаст иск и выиграет, невелика, так как "авторские права в области интернет-проектов защищаются слабо".
В пример он приводит технологию "одного клика", которую запатентовал интернет-магазин Amazon.com. Ее суть заключается в том, что после первого введения логина и пароля сайт запоминает их с помощью cookies и пользователю не нужно каждый раз снова набирать их. Теперь это ноу-хау используется повсеместно, а руководство Amazon оставило попытки судебного преследования нарушителей патента.
"В крайнем случае, если претензии к "ВКонтакте" все же будут выдвинуты, сайт сможет внести некоторые изменения в свою работу, чтобы избежать судебного преследования", - заключает Делицын.