Интернет-компания Mail.ru договаривается об опционе на 10-20% акций ЗАО "Наносемантика", которое специализируется на разработке "виртуальных собеседников".
Сделка может быть безденежной, считают эксперты, а акции Mail.ru может получить в обмен на обязательство продвигать услуги "Наносемантики" на своих сайтах.
О том, что Mail.ru договаривается о заключении опционного соглашения с ЗАО "Наносемантика", "Ъ" рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о пакете от 10% до 20% акций ЗАО. "За право купить в будущем такое количество акций по зафиксированной цене Mail.ru будет обеспечивать продвижение услуг "Наносемантики" на своих
интернет-ресурсах",- пояснил источник "Ъ". По его словам, параметры опциона находятся в стадии обсуждения, но известно, что срок исполнения составит от одного до трех лет. Представитель Mail.ru Валерия Комиссарова отказалась от комментариев. Совладелец "Наносемантики" Игорь Ашманов подтвердил факт переговоров, но подробности сообщить отказался.
ЗАО "Наносемантика" основано в 2005 году владельцем маркетинговой компании "Ашманов и партнеры" Игорем Ашмановым. Выручка "Наносемантики" не раскрывается. Компанией владеют Игорь Ашманов, его жена Наталья Касперская и гендиректор Александр Клячин.
Основные владельцы Mail.ru - фонд DST (около 30% контролируют структуры Алишера Усманова) и южноафриканская медиакомпания Naspers Ltd; им принадлежит соответственно 53,2% и 42,8% компании. По данным Naspers, выручка Mail.ru в 2007 году - $55,8 млн, EBITDA - $36 млн.
Основные продукты "Наносемантики" - "Виртуальный консультант", который может отвечать на вопросы клиентов на сайте заказчика, "Экспертные системы" (упрощает подбор необходимых товаров и услуг на сайте заказчика) и "Интерактивные баннеры" (дает возможность клиентам ввести входные данные о нужном товаре или услуге прямо в баннере).
Mail.ru, скорее всего, получит опцион бесплатно в обмен на продвижение продуктов "Наносемантики", считают в ИК "Финам". "Цена выкупа в таких сделках обычно не фиксируется, а привязывается к финансовым результатам компании. Сейчас "Наносемантика" стоит $5-7 млн",- говорит аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова.
По словам господина Ашманова, виртуальные консультанты позволяют компаниям
экономить на колл-центрах. "Вопросы клиентов приблизительно одинаковые, поэтому с задачей ответов на них может справляться программное обеспечение. Это позволяет экономить на найме сотрудников колл-центра",- говорит господин Ашманов. По его оценкам, у компании есть планы по выходу на зарубежные рынки, для чего планируется создать английскую и китайскую версию системы.
Практически любому сайту, ориентированному на активное взаимодействие с пользователем, будут интересны продукты "Наносемантики", считает Татьяна Менькова из ИК "Финам". "Речь может идти о виртуальных консультантах в интернет-магазинах, гидах по различным сервисам, электронной службе технической поддержки в различных компаниях",- говорит госпожа Менькова. По ее словам, перспективным сегментом являются
инвестиционные компании и банки, на сайтах которых виртуальные консультанты могут продавать стандартные услуги и даже давать консультации по личным финансам.