Связь и интернет Архив Программирование
Сотовые телефоны
Сотовые телефоны

Новости

Сотовые мобильные телефоныПолифонические мелодии для сотовых
Связь :
Новости
Мобильные технологии
Программы для сотовых
Картинки для сотовых
Новинки
Виды связи
Российские операторы
Сотовые телефоны
Мелодии для сотовых
Права потребителя мобильника
Это интересно!
Телефонные карты
Доска объявлений
Новости связи
Новые статьи

Интернет :
Новости
Новые технологии
Безопасность в интернет
История Интернета
Принцип работы Интернета
Создание сайта
Обучение Интернет
Право и Интернет
Интернет-бизнес
Техника в Интернет
Провайдеры России
Зарубежные провайдеры
Рейтинги почтовых служб
Литература
Словарь терминов
Гостевая
Партнеры
Голосование :
Ваша модель телефона:
Наиболее популярные модели :
Nokia 3310 271
Motorola v50 198
Siemens C45 139
Motorola T191 94
Siemens C55 93
Siemens ME45 87
Samsung SGH R220 82
Samsung SGH N500 79
Nokia 3510 74
Siemens M50 73
Поиск по сайту :
Новые статьи
Сотовые телефоны Новости
Связь :

Электронная бумага многоразового использования

Электронная бумага многоразового использования

Электронная бумага многоразового использованияБумага или чернила? - И то и другое, и ещё немного силиконовой резины. Нет-нет, это совсем не загадка. Речь о технологии, которою часто называют e-ink - электронные чернила, но ещё чаще e-paper - электронная бумага.

А точнее - речь идет о нескольких совсем разных технологиях, объединенных общим желанием найти электронную замену бумаге, которая, как известно, все стерпит, но которой, по оценкам экологов, нам и до конца века не хватит, если полагаться на её терпение. Компания E Ink Corporation, от которой исходит большинство инноваций в этой области, обозначает все входящие в нее технологии сокращением EPD - Electronic Paper Display.

Обманутые надежды

Наверное, ни с одной другой технологией отображения информации не было связано столько ожиданий, как с электронной бумагой. Изобретенная ещё в 1970-е годы, с конца 1990-х e-paper прочно обосновалась в первых строках колонок технологических новостей. Говорили, что электронную бумагу можно сворачивать, как газету, что она не требует энергии для поддержания картинки в течении многих месяцев, что читать с нее так же комфортно, как с обычной бумаги, что она вот-вот произведет переворот в СМИ... Интересно, что тональность и даже содержание новостей о разработках в этой области практически не менялись много лет - рыночный бум относили последовательно на 2002-й, 2005-й, 2008-й... Единственная разница в том, что если в 2001 году радостно рапортовали о создании компанией Phillips монохромного "бумажного" дисплея 5×5 см, то в 2007 году тот же Phillips в том же тоне сообщал о гибком листе e-paper формата А4, могущем отображать 4096 оттенков.

Но шел год за годом, а электронно-бумажные устройства могли подержать в руках лишь немногие посетители выставочных мероприятий и презентаций. Да и сегодня, когда e-paper нашла, наконец, свою нишу в составе e-book - различных устройств для чтения электронных книг (по-русски чаще называемых просто "читалками"), с ней по-прежнему связывается гораздо больше ожиданий, чем существует реально выпущенных на рынок "гаджетов".

Не был ли шум, поднятый вокруг электронной бумаги, просто блефом с целью привлечь денежки инвесторов? Сейчас можно сказать уверенно, что нет - электронная бумага реально существует и реально обладает всеми теми свойствами, которые ей приписывают. Просто производители, с одной стороны, недооценили технологические сложности, которые их подстерегали, с другой - попытались продвинуть электронную бумагу в те области, где её преимущества не работают: ну кому, скажите, нужен мобильник, у которого время обновления экрана затягивается на секунды, а при слабом освещении на нем ничего не разглядеть?

К тому же под модным названием нередко преподносятся технологии, которые к классической электронной бумаге отношения не имеют, и похожи на нее лишь внешне. Чаще всего это модифицированные ЖК-дисплеи: так, в марте этого года Fujitsu, наконец, объявила о начале коммерческого выпуска цветных "читалок" FLEPia, которые анонсировала ещё за два года до того (а саму "бумагу" показала ещё в 2005 году). Но это не "электронные чернила": Fujitsu использует три цветных слоя, каждый из которых содержит пиксели на основе жидких кристаллов.

Как это делается

Классическая технология электронной бумаги была, как уже говорилось, разработана ещё в 1970-е годы в легендарном исследовательском центре компании Xerox в Пало-Альто, более известном как Xerox PARC. Этому центру, как свидетельствует история, мы обязаны чуть ли не всем букетом современных базовых компьютерных технологий, от лазерного принтера и сетей Ethernet до графического интерфейса пользователя и кодировки Unicode, поддерживающей многоязыковые документы. На их фоне электронная бумага как-то теряется, и поэтому о ней долго не вспоминали - даже сам автор, Николас Шеридон (Nicholas K. Sheridon), подал патентную заявку только в конце 1990-х. К тому же это была не единственная технология производства дисплеев, над которой работали в Xerox PARC и которая тогда не получила никакого практического выхода.

Николас Шеридон назвал свою технологию Gyricon (от греческого - "вращающееся изображение"). "Гирикон" состоит двух слоев прозрачного стекла или пластика, на внутренней поверхности каждого из которых размещены продольные ряды управляющих электродов, причем верхний ряд перпендикулярен нижнему. Между слоями пластика в масле плавают полиэтиленовые сферы (от 20 до 100 мкм в диаметре), каждая из которых состоит из отрицательно заряженной чёрной и положительно заряженной белой половины. Меняя знак на паре перекрещивающихся электродов вверху и внизу, можно заставить сферы обращаться к лицевой стороне дисплея либо черной, либо белой стороной.

Уже в конце 1990-х сотрудник лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института (MIT) Джозеф Якобсон (Joseph Jacobson) придумал немного иной принцип функционирования электронной бумаги, который, собственно, и получил название e-ink - он разместил в масле микрокапсулы белого цвета, которые под действием электрического поля, формируемого матрицей электродов (в результате электрофореза), либо всплывали к поверхности, окрашивая её в белый цвет, либо тонули, в результате чего пиксел становился черным. Такая технология позволяет изготавливать даже гибкие дисплеи, если вместо стекла использовать резиноподобный силиконовый пластик. Джозеф Якобсон и основал в 1997 году компанию E Ink Corporation, которая затем при поддержке Phillips и ещё нескольких компаний стала "продвигать" технологию на рынок.

Цветная e-paper представляет собой ту же черно-белую технологию, пикселы в которой закрашены фильтрами в три основных цвета. В течение первой недели июня этого года должны быть продемонстрированы новые образцы такой бумаги на международном симпозиуме Общества по информационным дисплеям (Society for Information Display) в Сан-Антонио. Так как, в отличие от обычных дисплеев, электронная бумага работает на отражение, а не на пропускание света, то основными цветами здесь служат CMY - бирюзовый (cyan), малиновый (magenta), желтый (yellow), - те же, что в совокупности с черным применяются для печати на бумаге. И если для компьютерных мониторов цветовой гаммы даже в 16 миллионов цветов часто оказывается недостаточно, то электронная бумага не претендует на такой охват цветов: имеющиеся прототипы демонстрирую не более 4096 оттенков, и этого достаточно, как говорится, "выше крыши". Почему?

Потому что контраст рядового электронно-бумажного дисплея, то есть отношение яркости белого к яркости черного, обычно не превышает 10:1 (сравните с контрастностью современных плазменных или ЖК-телевизоров, которая приближается к сотням тысяч). А значит, и количество оттенков, отображаемых в этом диапазоне, будет невелико - мало различающиеся оттенки просто зрительно сольются. Да и не требуется этого: и для рекламного постера, и для электронной книжки или газеты 4 тыс. оттенков более чем достаточно, а слайды демонстрировать на таких устройствах, кроме некоторых сдвинутых энтузиастов, никто и не собирается. Заметим, что реальных (не выставочных) устройств на основе цветной электронной бумаги на рынке пока нет (подчеркнем ещё раз: речь идет о классической технологии e-paper, а не о других под тем же названием).

Надежды и реальность

Здесь невозможно даже в первом приближении обозреть хронологию достижений на этом пути - с конца 1990-х о собственных разработках в области электронной бумаги не сообщал разве только очень ленивый: на этой стезе "отметились" Fujitsu, Hitachi, LG.Phillips, Canon, сама Xerox (которая, впрочем, потом, кажется, опять забросила направление) и множество мелких разработчиков. Сначала дело ограничивалось небольшими монохромными (по большей части двухцветными - только черный и белый) дисплеями. Одно из первых применений такие дисплейчики нашли только в 2005 году, в концептуальных наручных часах, выпущенных компанией Seiko. Однако гора родила мышь: это была капля в море потенциальных применений e-paper, о которых шумели издания тех лет, да и о дальнейшей рыночной судьбе этих часов ничего не сообщается, скорее всего, это был просто рекламный ход.

Здесь уместно вспомнить о традиционных недостатках e-paper, из которых, кроме небольшой контрастности, чаще всего упоминается маленькая скорость обновления экрана. Так как пиксел в классической e-paper представляет собой отличный конденсатор, то время его перезаряда может составлять в лучшем случае секунды. Для того, чтобы снизить это время, пришлось пристраивать к каждой ячейке усилительный транзистор - в точности так, как это делается в обычных ЖК-дисплеях.

Но на этом пути разработчиков поджидает один подводный камень. Дело в том, что одним из главных достоинств электронной бумаги служит её нулевое потребление энергии в покое - энергия тратится только на "листание", то есть на обновление экрана, а потом картинка в принципе может сохраняться месяцами, даже если вовсе отключить питание. Внедрение же активной матрицы приводит к необходимости питания этой матрицы - и хотя потребление остается небольшим (Sony Reader и другие "читалки", как известно, можно не подзаряжать неделями при достаточно интенсивном использовании), но полное выключение питания приводит к полному же стиранию изображения.

Несмотря на все чаяния производителей, революции электронная бумага так и не произвела, а реальная рыночная ниша для устройств на её основе нарисовалась лишь около 2006 года: это устройства для чтения текста. E-book на основе электронной бумаги оказались почти идеально приспособленными для этой цели: изображение у них действительно больше других напоминает "бумажное" и отличается от обычных дисплеев весьма качественной, приятной для глаз проработкой шрифтов. Ну, а относительно медленный процесс "листания" (в последних моделях - доли секунды) здесь тоже не недостаток, бумажную страницу вы вряд ли перевернете быстрее. Разных "читалок" выпускается в мире уже, наверное, не менее десятка моделей, и большинство из них используют один и тот же 7-дюймовый монохромный экран, сравнимый по размеру со страницей в обычном бумажном "покетбуке". Плюс отсутствие необходимости заряжать "гаджет" ежедневно, плюс все достоинства электронного текста: не понравилось - стер и забыл, совсем не то, что выбрасывать бумажную книгу, правда?

Что же касается отсутствия возможности читать в темноте, на которую иногда жалуются привыкшие к светящимся экранам коммуникаторов и нетбуков пользователи, то на самом деле это не недостаток, а особенность электронной бумаги (как говорят компьютерщики - не "бага", а "фича"), причем положительных сторон у этой особенности едва ли не больше, чем отрицательных. Стоит просто задать себе вопрос: а что, разве обычная книга светится в темноте? - как все становится на свои места. Обычной освещенности в комнате или вагоне метро более чем хватает для чтения, а попробуйте-ка почитать с экрана коммуникатора, например, на пляже, где посторонняя засветка делает ЖК-экран абсолютно слепым. Заметим, что для желающих выпускаются всяческие подсветки экранов e-book, в том числе есть и модели со встроенной подсветкой (например, последняя Sony PRS-700).

А что дальше?

Популярность одной из первых таких "читалок", Sony Reader (в свое время, в 2006 году, ещё до выхода на рынок, Sony собрала на нее больше предварительных заказов, чем смогла сразу выпустить устройств), постепенно падает за счет конкурентов. В США среди самых популярных - Amazon Kindle, привязанный к сервису Amazon.com и имеющий встроенную клавиатуру, у нас - Lbook и Orsio, которые отличаются всеядностью по отношению к форматам кириллических текстов. Кстати, последняя модель Amazon Kindle 2 интересна тем, что может сохранять картинку и при отключенном питании.

Почему же устройства на основе e-paper так долго завоевывали свою, и притом достаточно узкую, нишу? Объяснение простое: да, сами дисплеи могут быть гибкие и тонкие, и вовсе не потреблять энергии, но разработчики в своем энтузиазме забыли, что электронное изображение ещё надо где-то и как-то сформировать. А это непростое дело - так, одна из реально работающих разработок E Ink, которые она предлагает в качестве встраиваемой системы, содержит плату, процессор, карту памяти, набор коммуникационных интерфейсов, работает под управлением операционной системы Linux, и по сути представляет собой этакий мини-компьютер. Автору этих строк как-то довелось разобрать отказавшую модель Sony PRS-500: ей-богу, современные телевизоры или мониторы содержат едва ли не меньше компонентов на плате.

И отсюда проистекает другой главный недостаток таких устройств - они дороги. Смириться с ценой порядка $300 (в России это иногда скорее $400), которые "дерут" за "читалки", ещё можно: Электронную книгу вы покупаете не на один день, и уже после первой сотни прочитанных книг она окупает себя за счет разницы в цене на бумажные и электронные издания (учитывая к тому же, что пока ещё большинство электронных текстов можно найти бесплатно). Но потенциал e-paper куда выше: так, только для одного выпуска какой-нибудь New York Times, говорят, приходится срубить 75 тыс. деревьев. И в ситуации, когда "бумажные" СМИ уже и так по всем статьям проигрывают онлайновым и закрываются одно за другим, актуальность удобных электронных устройств для чтения приобретает особую остроту.

Различные СМИ (от региональных европейских до той же New York Times) уже неоднократно пытались экспериментировать: предполагалось, что читатель захочет иметь подобную "читалку", контент на которую будет доставляться в реальном времени по беспроводной связи. Но дело никак не выгорит: пока ещё никто не видел e-book дешевле $250-300. А большинство ещё дороже, особенно если включают всякие беспроводные модули: так, в Amazon Kindle встроен модуль стандарта EVDO от местного штатовского оператора Sprint, и поэтому Kindle стоит ближе к $400. За такие же или чуть большие деньги люди предпочитают купить полноценный коммуникатор, который, может быть, и не столь комфортен именно для чтения, но умеет ещё много чего. Вот когда удастся сделать нечто подобное Sony Reader`у, но с универсальным беспроводным модулем и (возможно) нормальным цветом, а главное, ценой этак долларов хотя бы в сто - вот тогда и ждите СМИ-революции.
Источник Hi-tech Вести
 

 
Copyright ©RIN 2003 - 2004.* connect@rin.ru
Российская Информационна Сеть