Ноутбуки по $100 не появятся в продаже в ближайшие два-три года. Аналитики Gartner сетуют на то, что вендоры не решают проблем снижения энергопотребления и доступности интернет-соединения.
Низкая стоимость
мобильного компьютера может достигаться за
счет упрощения конфигурации и ограничений по функционалу - уменьшения размера, отсутствия CD-ROM, флеш-памяти вместо жесткого диска, невысокой частоты процессора и т. д.
Эра бюджетных ноутбуков началась в 2007 году, когда стартовали поставки модели XO, разработанной под эгидой некоммерческой
организации OLPC (One Laptop Per Child; "Ноутбук - каждому ребенку"). Ожидалось, что стоимость XO, предназначенного только для образовательных программ в бедных странах, составит $100, однако в итоге лэптоп поступил в продажу по цене почти вдвое выше. Основатель OLPC Николас Негропонте обещает, что в 2009 году цена все-таки снизится до $100, а в 2010 году выйдет XO-2 стоимостью $75.
Популярным мини-ноутбуком на массовом рынке остается Asus Eee PC от тайваньской компании ASUSTek. В России модель с 7−дюймовым экраном, частотой процессора 900 МГц и 4 ГБ флеш-памяти стоит в среднем $400. Ответ Asus Eee PC дала компания Acer: ее портативный компьютер Aspire One доступен с июня по цене от $400. Аналогичные лэптопы также представлены компаниями HP, MSI и рядом других вендоров.
Директор по исследованиям компании Gartner Аннет Джамп считает, что увеличение спроса на мини-ноутбуки наряду с удешевлением некоторых компонентов способно потенциально снизить цену на 10-15%, но не более, ведь стоимость сборки, софта и упаковки останется примерно той же.
"В ближайшие два-три года популярность ультрадешевых ноутбуков будет уверенно расти, - говорит исполнительный вице-президент группы компаний "Формоза" Абул Абачев. - Это
связано с рядом причин - новизной, дешевизной, малыми габаритами, малой потребляемой мощностью. Но к сожалению, есть ряд ограничений, сдерживающих темп роста их популярности. Во-первых, маленький экран - покупатели старшей возрастной категории и с плохим зрением не могут себе позволить данный продукт. Во-вторых, малая производительность системы".
Достигнет или нет ноутбук ценового рубежа $100 в течение двух-трех лет - не главное, рассуждает технический директор компании "Аквариус" Евгений Чечеткин. "Еще неизвестно, чему будет равна покупательская способность $100 через два-три года. Важно, что ультрадешевые ноутбуки имеют перспективы в определенных нишах. Например, в корпоративном секторе - при использовании сотрудниками компаний в командировках или для решения простейших офисных задач (электронная почта и т. д.)", - замечает он. По объемам продаж бюджетные модели вряд ли догонят обычные ноутбуки, говорит представитель "Формозы".
Основными потребителями мини-ноутбуков, по мнению Абула Абачева, могут стать студенты, школьники и представители малого и среднего
бизнеса, которым очень важна функция "мобильный офис".
"Ультрамобильный ПК может претендовать на звание вашего второго (или третьего) ноутбука", - добавляет Евгений Чечеткин. По его мнению, для таких лэптопов есть аудитория - младшие школьники. Следовательно, смысл приобретения - обеспечить ребенка и электронным учебником, и собственным хранилищем мультимедиафайлов, и просто игрушкой.
По оценкам компании IDC, в 2007 году было реализовано около 500 тыс. бюджетных мини-ноутбуков, а в 2012 году будет продано около 12 млн.