Сотрудникам Национального центра управления полетами Мемфиса выпало непростое испытание: в течение более чем двух часов они управляли посадкой и взлетом лайнеров без средств навигации и связи, рассчитывая только на личные сотовые телефоны.
Чудом обошлось без катастрофических последствий.
Федеральный центр управления авиацией в Мемфисе успел немного разгрузить аэропорт, отправив 11 самолетов на посадку в другие штаты. Ситуацию во многом спасло то, что большинство рейсов мемфисский диспетчерский центр обслуживает после 22:00, а к этому времени кризис уже миновал.
ЧП произошло около 12:35 по местному времени. Именно тогда получила повреждение главная линия
связи, которая обеспечивает работу всех телефонных аппаратов и других средств коммуникации диспетчерской. Устранить неполадку, как сообщила журналистам представительница центра Кэтлин Берген, удалось только в 15:00. До этого времени диспетчеры работали на свой страх и риск.
Сбой в работе систем связи и радиолокации лишил сотрудников мемфисского аэропорта возможности
обмениваться данными с другими диспетчерскими службами. Между тем этот обмен информацией является непременным условием контроля за посадкой и вылетом самолетов. Три из девяти радарных систем дальнего радиуса действия также вышли из строя, из-за чего диспетчерскому центру Мемфиса пришлось вывести за пределы контролируемого ими воздушного пространства, то есть в радиусе около 400 км, авиарейсы из семи государств.
Обязанность вести оставшиеся без присмотра лайнеры была возложена на близлежащие диспетчерские службы - в Атланте, Джорджии, Индианаполисе, Индиане, Канзас-Сити, Миссури и Техасе. Их сотрудники пытались как можно эффективнее изменить сетку маршрутов, направляя самолеты на посадку в свободные аэропорты.
Причина кризисной ситуации, возникшей в Мемфисе, до сих пор точно не установлена, однако местная администрация утверждает, что повреждение оборудованию не могло быть нанесено преднамеренно. Представитель Национальной Ассоциации авиадиспетчеров Дуглас Черч заявил журналистам: "Сотрудники центра управления оказались в ситуации полного хаоса, когда им пришлось использовать свои собственные
сотовые телефоны для поддержания жизнеспособности аэропорта. Иначе они не смогли бы обмениваться данными с другими диспетчерскими службами и сообщать друг другу информацию об определенных рейсах".
Результатом ЧП стали существенные перебои в авиасообщении на территории центра страны, где сетка маршрутов пассажирских лайнеров очень плотная. Кризис затронул аэропорты городов Шарлотта и Атланта. Радиус воздушного пространства, контролируемого мемфисским диспетчерским центром, составляет порядка 160 тыс. км, включая Теннесси, Арканзас, Миссисипи, а также часть территории штатов Алабама и Кентукки.
Дуглас Черч считает, что ЧП в диспетчерском центре Мемфиса повлечет за собой незначительные сбои в расписании полетов на достаточно длительное время. Представитель американских Northwest Airlines утверждает, что на деятельности авиакомпании техногенная катастрофа практически не сказалась: были отменены 13 рейсов, и 19 совершили посадку в других аэропортах - это из 740 рейсов, запланированных на этот день. Администрация авиакомпании Delta Air Lines сообщила, что из ее лайнеров шесть не смогли вылететь вовремя, и маршрут еще нескольких подвергся вынужденным изменениям.
Напомним, что в аэропортах часто возникают непредвиденные обстоятельства, влияющие на работу диспетчерских служб. В большинстве случаев причиной ЧП становится отключение электроэнергии из-за повреждения ЛЭП, но бывают и довольно экзотические случаи, вроде нашествия плодовых мушек на крупнейший аэропорт Румынии или или того, что из-за севшей на провода в лос-анджелесском аэропорту птицы некоторое время не работали приборы диспетчеров.