За последний год экономическая ситуация в России ухудшилась, резкое ослабление курса рубля и ускорение инфляции привели к сокращению спроса на потребительском рынке. Вместе с тем объём розничной онлайн-торговли продолжает расти. Так, в этом октябре казанцы купили с помощью Яндекс.Маркета товаров на 120 млн рублей - это почти на 30% больше по сравнению с октябрём прошлого года.
Покупки в России и за рубежом
Главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы - резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. С осени 2014 года число онлайн-покупателей, заказывавших товары из Китая, в целом по стране выросло на 30%, а с 2013 года - вдвое.
В Казани покупки на китайских сайтах хотя бы раз за последние 12 месяцев совершали больше 50% опрошенных. Для сравнения, в интернет-магазинах других зарубежных стран делали заказы 19% респондентов.
Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: 77% опрошенных хотя бы раз за год делали покупки в интернет-магазинах Казани, 54% - в магазинах других российских регионов.
С ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди россиян, которые делали покупки за границей, 26% хотя бы раз получили некачественный товар (21% в 2014 году), 12% - не то, что заказывали (9% в 2014), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014).
Спрос на услуги иностранных интернет-магазинов почти целиком удовлетворяют несколько популярных сайтов. Среди российских интернет-магазинов спрос распределён более равномерно, лидеры имеют меньшую долю рынка. При этом более 70% опрошенных россиян пользуются Яндекс.Маркетом для выбора товара.
Какие товары покупают в России и за рубежом
В российских интернет-магазинах большинство казанцев заказывают одежду и обувь, косметику и товары для детей, за рубежом - одежду и детские товары, а также товары для дома и сада.
Выбор товара, оплата и доставка
При выборе и покупке товаров в интернет-магазинах люди всё чаще пользуются мобильными устройствами - планшетами и смартфонами. Со смартфона когда-либо делали покупки в интернете уже почти 50% опрошенных казанцев, что в полтора раза больше, чем в среднем по России.
Доля респондентов, которые хотя бы раз за год совершали незапланированные покупки (заказывали товары, которые случайно попались на глаза в интернете), составила больше 70%. Главные причины, побуждающие к спонтанным покупкам, - скидки и бесплатная доставка.
Совместные покупки в интернете хотя бы раз за последний год совершали 27% опрошенных казанцев. Чаще всего вскладчину заказывают одежду, товары для детей и косметику. Главные мотивы совместных покупок - скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки.
Самым популярным способом расчёта казанцев за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 году так платили 64% опрошенных. При этом довольно много покупателей выбирают безналичные способы расчёта: в момент заказа (по предоплате) картой хотя бы раз за год платили 53%, в момент доставки - 24%.
Самые распространённые в Казани способы доставки из российских интернет-магазинов - это самовывоз (за год воспользовались 60% опрошенных) и доставка в отделение "Почты России" (48%).
Узнать другие подробности о розничной онлайн-торговле и сравнить Казань с другими городами России можно на странице исследования: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_ecommerce.
Яндекс.Маркет был создан в 2000 году и стал одной из первых в России интернет-площадок для поиска, выбора и покупки товаров самых разных категорий - от электроники и бытовой техники до одежды, товаров для дома и детских товаров. К Яндекс.Маркету подключены более 18 тысяч российских и зарубежных интернет-магазинов, в том числе почти 200 магазинов Казани.
GfK - одна из крупнейших в России и в мире компаний, которые проводят маркетинговые исследования. GfK работает более чем в ста странах, поставляя актуальную информацию о рынках и потребителях. В России GfK исследует потребительское поведение и продажи в крупнейших секторах рынка, включая розничную торговлю, рынок бытовой техники и электроники и другие.
Светильники и люстры DE MAJO Студия мебели и интерьера `Браво` занимается разнообразной деятельностью, связанной с внутренним дизайном и декором помещений
Как провести выходные? С наступлением выходных мы часто задумываемся о том, как интересно провести свободное время