|
|
Интернет : Интернет-бизнес ->
|
|
На пороге виртуального магазина |
|
|
|
|
|
|
Каждый день люди всего мира ходят в магазины. Они покупают там колбасу, журналы, диваны и компьютеры. Каждый день таинственные люди мира Интернет ходят в интернет - магазины. И они тоже покупают там колбасу, журналы, диваны и компьютеры:
Год за годом с огромной скоростью развивается индустрия розничных продаж через сеть Интернет. К настоящему моменту более 100 миллионов человек совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. Оборот розничных торговых предприятий в Сети по мнению аналитиков к концу 2000 года достигнет более 90 миллиардов долларов. Безусловным лидером в области развития электронных форм продаж являются Соединенные Штаты Америки (около 75 % мирового дохода). Но, хотя в России отрасль интернет - торговли на порядки отстает по показателям от уровня США, волна этого невероятно модного течения с манящим названием "электронная коммерция" настигла и наших бизнесменов. Причем врасплох.
Свободная торговля в России вообще дело молодое. Не буду говорить о всех тех типичных российских проблемах, которые встают на пути развития любого предприятия. Выделю одну, очень существенную для электронной коммерции: отсутствие квалифицированных специалистов. Причем не "технарей" (их как раз хватает), а именно профессиональных экономистов, менеджеров, маркетологов и, разумеется, пиарщиков, умеющих работать со спецификой Глобальной Сети.
Чуть подробнее остановлюсь на "разумеется". Нигде, как в Интернете, не перерабатывается такое количество информации, причем с умопомрачительной скоростью. Причиной тому "врожденные" качества Сети: возможность (читай необходимость, иначе не добьешься успеха) обновлять, менять, опровергать информацию в режиме реального времени, наперегонки с конкурентами.
Пространство Сети "соткано" из постоянно меняющейся "живой" информации, и информация является самым эффективным инструментом в достижении популярности, положительного образа интернет - ресурса (в частности электронного магазина). И инструмент этот должен находиться в руках виртуоза - специалиста по связям с общественностью. Той самой общественностью, которую всеми силами надо убедить прийти в Интернет, зайти именно на этот сайт, да еще и совершить покупку.
Перед современными владельцами интернет - магазинов (а более - менее успешных торговцев в русскоязычной зоне Сети сейчас найдется не больше полусотни) стоит целый комплекс специфических насущных задач: добиться узнаваемости торговой марки (хотя бы в Интернете), затем завоевать доверие потенциального клиента (ведь последнему придется открыть массу конфиденциальной информации о себе и своей пластиковой карточке) и, наконец, убедить в доступности покупки через Интернет, заставить перешагнуть не только виртуальный порог магазина, но и собственный психологический барьер (я думаю, многим из нас не так давно было трудно перешагнуть порог заморского сверкающего чуда с названием "бутик").
Добиться узнаваемости марки можно многими способами, по сути своей близкими к традиционным подходам. Прежде всего это реклама, создающая образ марки, брэнд. В Сети она баннерная (от англ. "banner" - флаг) и заключается в размещении на хорошо посещаемых сайтах небольшого графического рекламного модуля - баннера. Возможна также и реальная, оффлайновая реклама, например, по телевидению или наружная. Кроме того, удачным способом являются ненавязчивые рекомендации ресурса известными персонами, изданиями, сайтами, а также статьи на правах рекламы, спонсорская поддержка публичных проектов и участие в независимых рейтинговых программах.
Следующим этапом является завоевание доверия. Для этого необходимо, прежде всего, создать репутацию надежного, устойчивого, серьезного и (!) крупного предприятия, то есть провести очень тонкую, изящную PR - кампанию. Также надо создать у потенциального клиента ощущение безопасности совершения сделки, особенно с безналичным расчетом, например, карточкой. Для этого применяются всевозможные безопасные протоколы передачи данных по общим каналам Интернета в целях защиты от взломщиков - хакеров. Еще одним непременным атрибутом доверительной атмосферы является декларация продавцом принципа конфиденциальности всей предоставленной клиентом информации. И не только декларация, но и реальное соблюдение принципа. Многие клиенты электронных магазинов в свое время страдали от наплыва совершенно ненужной рекламной информации в свой электронный почтовый ящик, адрес которого в списке с другими адресами был продан недобросовестным торговцем рекламным компаниям.
Пожалуй, самой сложной задачей на пути к успеху в работе интернет - магазина становится преодоление психологического барьера потенциального покупателя. Сама проблема связана с двумя основными распространенными мнениями публики: во - первых, через экран компьютера вещь не пощупаешь, даже не верится, что я могу ее получить; во - вторых, Интернет - это дорого. Первое утверждение можно и нужно корректировать умелой подачей информации о товаре (непременно с фотографией), о доставке и о возможности отказаться от покупки в любой момент или вернуть вещь, пусть это и связано с некоторыми неудобствами или даже затратами для продавца. Здесь должен потрудиться дизайнер в содружестве с психологом и пиарщиком.
Второй миф опровергнуть значительно сложнее. Люди, к сожалению, привыкли, что мало-мальски нетрадиционная форма обслуживания ведет к неминуемому удорожанию привычного товара, который, кстати, можно купить в ближайшем, ну или не очень близком, но реальном магазине. Кроме того, чтобы купить в Интернете, к нему надо сначала подключиться, то есть, по меньшей мере, иметь компьютер, модем и контракт с провайдером. Здесь налицо опять же типичная российская проблема: низкая платежеспособность населения. Цену подключения к Интернету переносят на все, что связано с Сетью. И бесполезно объяснять потенциальному покупателю, что в интернет - торговле сводятся к минимуму расходы на аренду и содержание торгового зала и оборудования для него, что благодаря передовым интернет - технологиям можно торговать практически прямо со склада поставщика или даже производителя товаров по системе "just - in - time" (точно - в - срок), минуя посредников и сокращая закупочные, транспортные и складские издержки, что, наконец, интернет - реклама на порядок дешевле обычной рекламы в СМИ. И все это безусловно не способствует повышению цены товара.
Перед нами парадокс: форма продаж, призванная быть исключительно удобной ("купи, не вставая с дивана"), превращается в глазах потребителя в очень громоздкую, неудобную и непривлекательную конструкцию. Сломать стереотипы под силу профессионалам.
В заключение, подчеркну еще раз, нам срочно требуются специалисты. К сожалению, лишь немногие ВУЗы сейчас вводят в учебные планы программы по электронной коммерции, да и то в виде факультативов. До сих пор утверждаются образовательные стандарты в этой области, не хватает преподавателей. Безусловно, необходимо сотрудничество и с западными коллегами, изучение зарубежных тенденций развития интернет - торговли. На сегодняшний день в мире уже сформировалась новая отрасль торговли, требующая комплексных программ подготовки специалистов, а не отрывочных знаний. Благодаря своей природе, отрасль развивается стремительно, и надо торопиться, чтобы не остаться "за бортом" прогресса.
Дубровская Юлия
Выбираем красивую недорогую люстру на lampsaz.ua
Люстра является украшением комнаты, от которой зависит законченность и гармония интерьера
В Омской области открываются новые детские сады
К 2016 году нехватка мест в детских садах будет устранена, сообщил на пресс-конференции министр регионального министерства образования Сергей Алексеев
Комментарии к статье
|
|
|
|
|